Лекция 15. Внешнеэкономическая деятельность предпринимателей

Одним из видов предпринимательской деятельности является внешнеэкономическая деятельность. Она связана с перемещением через таможенную границу товаров, (продукции), капитала, работ, услуг, информации с целью извлечения прибыли. В то же время внешнеэкономическая деятельность является видом межгосударственного сотрудничества и в этом качестве рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма. Внешнеэкономическая деятельность регулируется нормами национального права. Правовыми формами регулирования выступают законодательные и иные нормативно-правовые акты. Предметом изучения предпринимательского права в области внешнеэкономической деятельности являются отношения хозяйствующих субъектов, складывающиеся при осуществлении экономической деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, капитала, оказанием услуг и выполнением работ на территории иностранных государств. Внешнеэкономическая деятельность субъектов предпринимательского права зависит от правового режима устанавливаемого государством для осуществления такой деятельности. Правовой режим содержит правила совершения экспортно-импортных операций, в частности, правила ввоза и вывоза товаров, уплаты таможенных пошлин и т.д. В мировой практике сложилось несколько видов правовых режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим, преференциальный режим. Национальный режим – это режим, при котором одно государство на основании международного договора предоставляет физическим и юридическим лицам другого государства такие же права, какими пользуются его собственные физические и юридические лица при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Режим наибольшего благоприятствования – это режим, при котором одно государство на основании международного договора предоставляет физическим и юридическим лицам другого договаривающего государства такие же права, какие предоставлены в области внешнеэкономической деятельности физическим и юридическим лицам третьего государства. Специальный режим – это режим, при котором государство на взаимной основе предоставляет физическим и юридическим лицам договаривающихся государств особые права для осуществления внешнеэкономической деятельности. Преференциальный режим – это такой режим, при котором развитые государства в одностороннем порядке в соответствии с международным правом предоставляют физическим и юридическим лицам развивающихся стран особые права, льготы и преимущества без взаимности. Субъектами ВЭД являются государственные органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, а также субъекты, непосредственно ведущие внешнеэкономическую деятельность. Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах. Категорию субъектов, ведущих экономическую деятельность во внешнеэкономической сфере, то есть хозяйствующих субъектов можно подразделить на два вида. К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспорт своей продукции, работ, услуг или импортирующих что-либо для собственных нужд. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность. Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности. Государство, осуществляя публичные функции, выражает интересы всего общества. В этих целях государство устанавливает правила ведения внешнеэкономической деятельности и воздействует на участников этой деятельности тем или иным образом. Государственное воздействие осуществляется для реализации следующих задач: обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития; обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды; обеспечение доступа отечественным хозяйствующим субъектам на зарубежные рынки; обеспечение государственных нужд; обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринимателей; обеспечение нужд отдельных отраслей экономики. Государственное воздействие осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования внешнеторговой деятельности. Закон устанавливает приоритет использования экономических методов. В качестве примера экономического метода регулирования можно привести таможенно-тарифное регулирование. Примером административного метода является квотирование и лицензирование. Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные. Тарифное регулирование представляет собой воздействие государства на экономическую деятельность в сфере внешней торговли, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее как экономические, так и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные – ограничительные. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничений экспорта и импорта, установление государственной монополии на экспорт и импорт отдельных видов товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование ВЭД, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер по стимулированию экспорта. Защитные меры, применяемые при регулировании внешнеэкономической деятельности. Обеспечение защиты экономических интересов Республики Казахстан – важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Правовой основой применения защитных мер являются различные законодательные акты. В этих актах предусмотрено принятие мер по защите экономических интересов путем установления разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров, путем повышения уровня таможенного обложения через установление особых таможенных пошлин, путем установления количественных ограничений, путем установления экспортного контроля, путем установления запретов и ограничений экспорта и (или) импорта товаров. Разрешительный порядок представляет собой установление государством требований получения лицензии на экспорт (импорт) какого-либо товара. Установление особых таможенных пошлин представляет собой применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин при импорте товаров. Эти виды пошлин представляют собой пошлины, взимаемые сверх базовой ставки таможенной пошлины. Применение специальной пошлины в качестве ответной меры направлено на защиту экономических интересов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в РК товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза и при условии, что такой импорт товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб казахстанским производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в Казахстане. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в РК товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии (субсидия – оказание государством финансовой помощи). К защитным мерам относится также установление количественных ограничений, то есть квотирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: