Примирительные процедуры

Понятие и нормативная база

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ (КТС)

25.04.2012

Эти споры – продолжение социального партнерства

Основные стороны социального партнерства присутствуют на всех стадиях КТС

СССР – не было этого института (по факту – были, особенно – период НЭПа)

«Возрождение» - конец 80-х гг.

Закон от 9.12.1989 – «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»

Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 – «О соцпартнерстве и разрешении споров (конфликтов)»

Закон 23.11.1995 – перенесен в ТК РФ

Самые существенные изменения: ФЗ от 22.11.2011 г.

Если стороны, выслушав друг друга, пойдут на уступки – КТС может рекратиться на

любой стадии

Легальное определение КТС – ст. 398

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Характерные черты:

1) неурегулированные разногласия

2) 4 группы сторон: работники – несогласные с действиями работодателя (коллективный субъект ТП); представители работников (профсоюзы, иные представители – ст. 31); работодатель (ст. 20 – 4 типа работодателей, в т. ч. работодатель - физическое лицо, партии, церковь, общественные организации, органы публичной власти); представители работодателей (ст. 33, 34 – 4 вида)

3) КТС – это разногласия по поводу:

§ установления / изменения условий труда (ст. 163 – «нормальные условия труда»)

§ заключение, изменения, прекращение коллективных договоров

§ отказ работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии / изменении локальных нормативных актов (нарушение ст. 8, ст. 372)

КТС – это спор об интересе! Индивидуальный спор – исковой характер!

ТК – стимулирование сторон КТС к поиску компромиссу!

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Суд – не назван в числе органов, разрешающих КТС

Суд – только один вопрос: законность / незаконность забастовки.

Начало спора:

1) день, когда работодатель отклонил требование работников

2) истечение определенного срока с момента предъявления требований

3) день составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров

Право выдвижения требований: только у работников (их представителей) – работодатель – более сильная сторона

Требования могут быть выдвинуты: на стадии заключения, изменения и реализации коллективного договора / принятии локального акта

Требования работников д.б. подтверждены на общем собрании или на конференции (более предпочтительнее – 2/3 делегатов – достаточно!) работников. Решение о выдвижении требований принимается большинством голосов в письменной форме, которую направляют работодателю, второй экземпляр – в службу по урегулированию КТС (в областных администрациях; ПП от 15.04.1996 – об этой службе). Работодатель должен дать ответ представительному органу тоже в письменной форме: если «+» - нет КТС; если «-» или не получен в срок – КТС

Этапы рассмотрения КТС и варианты примирительных процедур – ст. 401. Забастовка – крайняя, исключительная мера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: