Понятие и нормативная база
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ (КТС)
25.04.2012
Эти споры – продолжение социального партнерства
Основные стороны социального партнерства присутствуют на всех стадиях КТС
СССР – не было этого института (по факту – были, особенно – период НЭПа)
«Возрождение» - конец 80-х гг.
Закон от 9.12.1989 – «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»
Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 – «О соцпартнерстве и разрешении споров (конфликтов)»
Закон 23.11.1995 – перенесен в ТК РФ
Самые существенные изменения: ФЗ от 22.11.2011 г.
Если стороны, выслушав друг друга, пойдут на уступки – КТС может рекратиться на
любой стадии
Легальное определение КТС – ст. 398
Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
|
|
Характерные черты:
1) неурегулированные разногласия
2) 4 группы сторон: работники – несогласные с действиями работодателя (коллективный субъект ТП); представители работников (профсоюзы, иные представители – ст. 31); работодатель (ст. 20 – 4 типа работодателей, в т. ч. работодатель - физическое лицо, партии, церковь, общественные организации, органы публичной власти); представители работодателей (ст. 33, 34 – 4 вида)
3) КТС – это разногласия по поводу:
§ установления / изменения условий труда (ст. 163 – «нормальные условия труда»)
§ заключение, изменения, прекращение коллективных договоров
§ отказ работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии / изменении локальных нормативных актов (нарушение ст. 8, ст. 372)
КТС – это спор об интересе! Индивидуальный спор – исковой характер!
ТК – стимулирование сторон КТС к поиску компромиссу!
Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Суд – не назван в числе органов, разрешающих КТС
Суд – только один вопрос: законность / незаконность забастовки.
Начало спора:
1) день, когда работодатель отклонил требование работников
2) истечение определенного срока с момента предъявления требований
3) день составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров
Право выдвижения требований: только у работников (их представителей) – работодатель – более сильная сторона
|
|
Требования могут быть выдвинуты: на стадии заключения, изменения и реализации коллективного договора / принятии локального акта
Требования работников д.б. подтверждены на общем собрании или на конференции (более предпочтительнее – 2/3 делегатов – достаточно!) работников. Решение о выдвижении требований принимается большинством голосов в письменной форме, которую направляют работодателю, второй экземпляр – в службу по урегулированию КТС (в областных администрациях; ПП от 15.04.1996 – об этой службе). Работодатель должен дать ответ представительному органу тоже в письменной форме: если «+» - нет КТС; если «-» или не получен в срок – КТС
Этапы рассмотрения КТС и варианты примирительных процедур – ст. 401. Забастовка – крайняя, исключительная мера