double arrow

Виды правотворческой практики


Содержание и форма правотворческой практики

Понятие правотворческой практики

Под правотворческой практикой понимается юридическая деятельность, направленная на разработку, издание и совершенствование (изменение или отмену) нормативно-правовых предписаний, взятая в единстве с накопленным правотворческим опытом.

Под содержанием правотворческой практики понимается совокупность всех составляющих ее свойств и элементов. В самом общем плане ее содержание состоит из правотворческой деятельности и складывающегося на основе этой деятельности опыта.

Формы правотворческой практики - это способы организации и внешнего выражения ее содержания. “Forma legalis forma essentialis” (“юридическая форма есть существенная форма”), - говорили древние. Целесообразно выделять внутреннюю и внешнюю формы правотворчества. В качестве внешней формы выступают разнообразные акты-документы (нормативные акты и договоры, докладные записки, предложения и рекомендации, инициативные проекты и т.п.), внешне выражающие и закрепляющие правотворческие действия (решения, нормативно-правовые предписания и правотворческий опыт и т.п.).




К внутренней форме, то есть к способу организации и внутренней связи элементов содержания относится процедурно-процессуальная форма практики. Она включает в себя определенные процессуальные стадии и производства.

Правотворческие стадии - это урегулированные процессуальными нормами, относительно обособленные во времени и пространстве, совершаемые в определенной последовательности юридически значимые правотворческие действия. Они связаны с подготовкой, принятием и опубликованием нормативных актов. Каждая стадия представляет самостоятельный этап (фазу) правотворчества.

1. К первой стадии относится принятие решения компетентным органом о необходимости подготовки проекта нормативного акта, его издании, включении в план работы и т.п.

2. Следующей является стадия разработки нормативного акта. Она включает подготовку первоначального текста проекта, его предварительное обсуждение и уточнение, проведение экспертной оценки, внесение проекта в повестку дня заседания и т.п.

3. Окончательное обсуждение проекта нормативного акта в компетентном правотворческом органе составляет самостоятельную стадию правотворческой практики. Здесь уже происходит заслушивание докладов и содокладов по проекту, а также предложений, замечаний, поправок и т.п.

4. Важной стадией правотворчества является принятие решения по проекту. Проект может быть отклонен, принят за основу в первом чтении и т.п. или утвержден. Принятие решения, как правило, осуществляется с помощью разнообразных способов голосования.



5. Заключительной стадией является официальное обнародование (оглашение, опубликование, доведение до адресатов в форме рассылки и т.п.) правотворческого решения (проект рассмотрен в первом чтении, отклонен, принят, утвержден и подписан). С обнародованием нормативных актов связаны вопросы введения их в действие и вступления в юридическую силу (non obligat lex nisi promulgata - закон не обязывает, если он не обнародован

Можно выделить разнообразные виды правотворческой практики.

1. В зависимости от субъектов правотворчества можно выделять правотворческую практику государственных и негосударственных органов. В настоящее время в российской правовой системе правотворческая практика негосударственных организаций (например, органов местного самоуправления, потребительской кооперации и т.п.) играет значительную роль, особенно в сфере местного и локального нормативно-правового регулирования общественных отношений. В большинстве случаев здесь вряд ли уместно говорить о санкционированном правотворчестве.







Сейчас читают про: