Принципы правотворческой практики

По способам принятия правотворческих решений можно выделять правотворческую практику коллегиальных органов (Государственной Думы РФ, Правительства РФ и т.п.) и правотворческую практику, основанную на единоначалии (указы Президента, приказы министра, постановления губернатора и т.п.).

По характеру изменений в сфере правового регулирования необходимо выделять правообразующую (издание новых норм права), правоизменяющую (изменение норм) и правопрекращающую (отмена норм права) практику.

3. Важное теоретическое и практическое значение имеет разграничение на кодифицирующую и текущую правотворческую практику. Первая направлена на упорядочение действующего законодательства и создание на его основе кодифицированного акта (ГК РФ, Семейного кодекса РФ и т.д.).

Текущая правотворческая практика связана с решением текущих задач, стоящих перед обществом, необходимостью оперативно откликаться на “потребности дня”, постоянно регулируя тем самым разнообразные сферы общественной жизни.

Все авторы в качестве самостоятельного вида правотворческой практики выделяют референдум (общероссийский, республиканский, областной, местный), считая его “непосредственным правотворчеством народа”. Положение о “непосредственном правотворчестве народа” несколько преувеличено и выражает скорее эмоциональную, чем реальную и научную его оценку.

На наш взгляд, здесь речь идет о смешанном общественно-государственном типе правотворчества. Дело в том, что, во-первых, инициаторами проведения референдума выступают как государственные органы, так и представители общественности (чаще первые); во-вторых, вся проектная деятельность по сути дела сосредоточена в государственных органах; в-третьих, соответствующий проект выносится на голосование компетентным государственным органом. Население же только участвует в голосовании по проекту путем утвердительного или отрицательного ответа на поставленные вопросы, не имея возможности внести в этот проект какие-либо дополнения и изменения. Как свидетельствует международный правовой опыт, проведение референдумов - это, пожалуй, наименее эффективный тип правотворческой практики.

Разнообразные виды правотворческой практики должны базироваться на определенных принципах - фундаментальных идеях (идеалах) и исходных нормативно-руководящих началах (требованиях), обеспечивающих высокое качество и эффективность подготовки, принятия и обнародования нормативно-правовых предписаний.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Демократизм предполагает участие населения в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах этого процесса, осуществление правотворческих полномочий и действий либо непосредственно гражданами, либо через своих представителей в органах государственной власти или местного самоуправления. Демократизм правотворческой практики находит закрепление в 32, 33, 94, 105 и других статьях Конституции РФ.

2. Принцип законности, т.е. требование строгого и неукоснительного соблюдения законов и непротиворечащих им (законам) правовых актов, относится ко всем правотворческим органам и должностным лицам. Они не должны выходить за рамки своей правотворческой компетенции. Принятие и закрепление правотворческих решений возможно только с соблюдением процедур, установленных законом или иным формальным источником права. Этот принцип нашел закрепление в пункте 2 статьи 15 Конституции РФ.

3. Научны й характер правотворчества заключается в правильном и адекватном отражении в правотворческих решениях реальной действительности и перспектив развития конкретного общества, отдельного региона в обеспечении системности и непротиворечивости законодательства, в привлечении научных учреждений и отдельных ученых (юристов, социологов, экономистов и т.п.) на всех стадиях правотворческого процесса.

4. Суть принципа гласности выражается, с одной стороны, в том, что правотворческая деятельность всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой - в том, что все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам по требованию последних полную и достоверную информацию о своей правотворческой деятельности.

5. Принцип профессионализма означает, что любая правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, умелого использования специальных приемов и средств юридической техники. Нельзя забывать того, что экономические, политические, социальные, юридические, нравственные и иные последствия несвоевременно принятых либо противоречивых и непродуманных нормативных актов могут быть весьма существенными как для отдельных граждан (их коллективов и организаций), регионов, так и страны в целом.

6. Объективно назревшие потребности общественного развития, необходимость изменения той или иной сферы правового регулирования требуют своевременного и оперативного издания соответствующих нормативно-правовых актов. Так, задержка с принятием Гражданского кодекса РФ, полноценных законов, регулирующих деятельность банков и иных финансовых структур, оказала довольно негативное влияние на развитие экономики России, породила различного рода финансовые махинации и социальную напряженность в обществе.

Мы рассмотрели лишь несколько всеобщих принципов, которые должны составлять фундамент правотворческой практики в любой стране. Существуют и другие основополагающие начала (гуманизм, плановость, целесообразность, экономичность, непрерывность и т.п.), которые должны определять качество правотворчества во всех цивилизованных странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: