Лет).
ЛЕКЦИЯ 16. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА ВЗРОСЛЕНИЯ
1. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.
Л и т е р а т у р а:
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж, 1997, С.346-367
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988
* * *
В настоящее время существует несколько точек зрения на периодизацию фаз развития взрослого человека. Некоторые отечественные антропологи начало зрелости называют юностью. Например, по мнению В.В. Гинсбурга, этот период у мужчин охватывает время от 16-18 до 22-24 лет, у женщин – от 15-16 до 22-24 лет; В.В. Бунак считает, что ранняя юность ограничена 17-20 годами, а поздняя юность охватывает период от 20 до 25 лет. Расходятся мнения и зарубежных учёных: Д.Б. Бромлей называет ранней взрослостью период от 21 до 25 лет, Д. Биррен объединяет юность и раннюю взрослость в один общий период – от 17 до 25 лет.
Ещё большей неопределённостью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40 (Д.Б. Бромлей), 25-50 (Д. Биррен), 36-60 лет (согласно международной классификации возрастов). Биррен обозначает весь диапазон развития между юностью и старостью как периоды зрелости: Д.Бромлей – как периоды взрослости, а В.В. Гинсбург и В.В. Бунак ранний период называют возмужалостью, а поздний (40-55 лет) – зрелостью.
Нижняя граница взрослости располагается, по Д. Биррену, в 17 лет (завершение юности), по Д.Б. Бромлею – в 21 год, по международной классификации; в 20 лет – для женщин и 21 год – для мужчин, по В.В. Бунаку – в 25 лет и т.д.
Наряду с включением юности в ряд взрослых периодов имеется тенденция выделить большую группу возрастных зон, объединённых процессом завершения, социализации и становления системы социальных ролей – “молодёжь”, в которую включаются люди в возрастных пределах от 14 до 30 или 35 лет. Показательно и то, что все возрастные периоды в пределах зрелости округляются и измеряются 15-25 годами каждый, за исключением ранней взрослости, длящейся по Д.Б. Бромлею, всего 4 года (от 21 до 25 лет), а по Д. Биррену – 8 лет (от 17 до 25 лет). Так, средняя взрослость, по Д.Б. Бромлею, относится к 25-40 годам, а по Д. Биррену – к 25-50 годам жизни. Поздняя взрослость или зрелость датируется В.В. Бунаком и В.В. Гинсбургом в 24-55 лет, а Д. Бирреном – в 50-75 лет.
* * *
Каждый из периодов развития взрослого человека (состоящий в свою очередь из серии микропериодов) противоречиво сочетает разные процессы становления: нарастание мощи одних функций, понижение работоспособности других, стабилизацию уровней функционирования ряда характеристик. Структура развития взрослости – зрелости значительно сложнее, чем любая однородная и однонаправленная структура периодов созревания и старения. По отношению к ранним фазам онтогенеза установлено, что рост и созревание разный тканей, органов и систем организма протекает разновременно (гетерохронно); порядок роста и созревания выражает определённые зависимости одних органов и систем от других. Существуют градиенты созревания, то есть разности в порядке и темпах развития (например, быстрый по сравнению с туловищем рост головы; туловища по сравнению с конечностями; более раннее созревание проекционных путей головного мозга сравнительно с комиссуральными и т.п.)
В современной науке установлено, что не только созревание, но и старение характеризуется гетерохронностью функциональных сдвигов, в связи с чем инволюция лишь постепенно распространяется по разным системам и уровням жизнедеятельности организма как целого.
По данным ряда исследователей, моторное научение, весьма успешное в детстве и в ранние периоды зрелости, оказывается малоэффективным в среднем и тем более пожилом возрасте. Словесное научение, напротив, приобретает более эффективный характер по мере индивидуального развития и может с успехом применяться в более поздние периоды зрелости, что свидетельствует о возрастающей мощи второй сигнальной системы.
Скорость двигательных реакций (время обведения фигур, скорость ходьбы) у 18-19-летних превышает это время у старшей группы. Однако точность ходьбы (степень отклонения от прямой в градусах) у более старших вдвое выше при открытых глазах, а при закрытых глазах – в 5 раз. При обведении фигур точность движения старших оказалась также более высокой; показательно и различное действие вестибулярной нагрузки (после вращения): старшие (30-35 лет) сохраняют превосходство в точности движения, а младшие – в скорости.
Период ранней взрослости (21-25 лет) в психомоторном отношении имеет ряд преимуществ перед поздней юностью в фоновом (обычном) состоянии. Но и позднее (в 30-35 лет), когда отмечается снижение уровня ряда психомоторных функций в фоновом состоянии, обнаружена большая устойчивость (сравнительно с периодами юности и ранней взрослости) психомоторных функций в условиях повышенных нагрузок.
В. Шевчук обнаружил, что у взрослых людей постепенно снижается уровень элементарных зрительных функций, но одновременно повышается уровень и общая культура наблюдения, с помощью которого и регулируется процесс деятельности.
С 18 до 23 лет уровень некоторых функций повышается (объём поля зрения, глазомер, дифференцированное узнавание, пространственное представление, константность опознания, внимание), других – понижается (острота зрения, кратковременная зрительная память) или стабилизируется (наблюдательность, общеинтеллектуальное развитие).
Оптимум объёмной характеристики внимания относится к 33 годам, а весь период повышения уровня внимания охватывает возрасты от 27 до 35 лет. Наименьший объём внимания свойственен периоду поздней юности (18-21 год). Несколько раньше (29 лет) располагается наиболее высокий уровень переключения внимания. Устойчивость внимания усиливается начиная с 22 лет и достигает оптимума в 34 года. Динамика концентрации внимания имеет более выраженный ритмический характер: повышение уровня (с 18-20 лет) сменяется постепенным понижением (особенно в 22-24 года), стабилизацией и повышением функции на более высоком уровне.
Интересны особенности корреляции нейродинамических свойств и мнемических функций. В 18-21 год имеется положительная корреляция между чувствительностью нервной системы и эффективностью запоминания, а в 29-35 лет – между выносливостью нервной системы и эффективностью запоминания.
Д.Векслер показал, что пики некоторых вербальных функций достигают максимума в 40 лет; другие функции понижаются после 30 лет (функции невербального интеллекта). Более высокие показатели обнаруживаются в диапазоне 25-34 лет, а не в юности (18-19 лет.), что расходится с мнением многих авторов о юношеском оптимуме функционального развития интеллекта. Некоторые современные зарубежные исследователи (Д.Б. Бромлей, Н. Доппельт и С. Валидж) подтверждают выводы Д. Векслера и указывают, что лексические функции и осведомлёность непрерывно возрастают после 25 лет, а невербальные функции начинают снижаться с этого момента, достигая низкого уровня в 40 лет.
Б.Г. Ананьев говорит о более сложной картине развития, включающей основы механизмов невербальной формы интеллекта.
Ход развития общего интеллекта характеризуется чередованием моментов повышения и понижения уровня. Пики, или оптимумы, отмечены в 19, 22, 24-26, 35, но особенно в 29-30 лет; понижение – в 23, 31-34, но особенно в 20-21 год. Стабилизация достигнутого уровня обнаружена лишь в 26-27 и 32-33 года. Несколько чаще встречаются эти моменты стабилизации уровня в развитии вербального интеллекта (в 20-21 год, 23-24 года, 26-28 и 32-34 года). Пики, или оптимумы, обнаруживаются здесь в 19, 22 и 23-24 (стабилизация на сниженном уровне), а затем после 30 лет.
Неравномернее становится ход развития невербального интеллекта, в котором стабилизация отмечается лишь однажды в поздний период – в 31-33 года, причём на относительно высоком уровне. Пики, или оптимумы, невербального развития приходятся на следующие годы – на 20, 22-24, 26-27, 30 и 35 лет.
Стабилизация функционального уровня для всех видов интеллекта является, следовательно, частным случаем, а не общим законом. Не было обнаружено и фронтального усиления моментов понижения функций к концу периода, которое можно было бы однозначно определить как симптом инволюции. Особенно существенно то, что во всех случаях относительное снижение уровня после 30 лет происходит после наибольшего пика и поэтому по шкале занимает более высокое положение, чем, например, оптимум функций в периоды поздней юности – ранней взрослости.
В целом же, по Б.Г. Ананьеву, период онтогенетического развития, характеризующийся прогрессом в развитии большинства психических процессов, и расположенный в хронологических рамках примерно до 24-27 лет, является периодом генерального развития психики.
В более позднем возрасте, как мы видим, наступает относительная стабилизация и постепенная инволюция, однако процессы развития личности продолжаются за счёт специализации.
* * *
Важнейшие новообразования этого возраста обусловлены созданием собственной семьи и родительством. Говоря словами И. Гёте, это время “бури и натиска”. Накопление знаний и опыта идёт необычайно высокими темпами. Однако этот период вряд ли можно назвать гармоничным. Здесь мы видим массу моментов, объективно не зависящих от молодёжи. Так, половая зрелость у человека может наступить в 15-16 лет, юридическая – в 18, нравственная зрелость, чувство долга и ответственности могут появиться также в 16-18, приобретение специальности – в 20-25 лет, профессиональное мастерство и зрелость может наступить во многих случаях только к 28-30 годам. Экономическая независимость от родителей, как правило, достигается в пределах от 20 до 30 лет, а в некоторых случаях, особенно в связи с сегодняшним социально-экономическим положением в стране и позже.
Процесс передачи социального, духовного, производственного и научно-технического опыта приводит к тому, что в среднем каждый молодой человек должен учиться не менее 12-15 лет. Иногда и этого срока оказывается недостаточно, и он увеличивается до 18 лет (школа + вуз + аспирантура).
Весь ход социального, экономического, духовного, научного и технического прогресса приводит к тому, что социально-экономическая и профессионально-техническая зрелость молодёжи наступает поздно.
В различных странах в зависимости от обычаев и культурных традиций устанавливается различный минимальный возраст вступления в брак мужчин и женщин. Например, для мужчин он колеблется от 14 лет (в Ирландии, Испании и некоторых странах Латинской Америки) до 21 года (Польша, Австрия, ФРГ и некоторых Скандинавских стран). Для женщин минимальный возраст колеблется от 12 лет (в Ирландии, Испании, некоторых странах Латинской Америки) до 18 лет во многих европейских странах.
В нашей стране (тогда в СССР) в 80-х годах, по отношению ко всем вступившим в брак (100%) в возрасте моложе 20 лет вступило в первый брак 5% мужчин и 30% женщин. При этом только около 12% женщин рассматриваемой нами возрастной группы вышли замуж за ровесников, а остальные 88% - за мужчин старше себя.
Началом массового вступления в брак в 80-е годы для женщин можно считать возраст 18-20 лет, для мужчин – 20-24 года.
Среди всех впервые вступивших в брак мужчины в возрасте 25-29 лет составили 19,4%, а женщины – около 11%.
Таким образом, можно считать, что к 30 годам большинство молодых людей уже вступили в брак и имеют детей.
В семейной жизни психологи нередко выделяют критические периоды, которые либо завершаются разводом, либо стабилизацией отношений супругов.
Первый такой кризис датируется обычно 3-5 –м годом супружества. Второй (менее выраженный – 7-8-м годом. Эти два кризиса являются результатом трений, конфликтов, возникающих в процессе совместной адаптации супругов к условиям брака.
Брачная адаптация – это постепенный процесс взаимного приспособления супругов, которое основано, прежде всего, на положительных привязанностях и положительных чувствах (симпатия, влюблённость, дружба, любовь). Однако чувства симпатии и влюблённости ещё не дают гарантии того, что брачная адаптация в целом завершится успехом.
Среди факторов, положительно коррелирующих со стабильностью брака, психологи нередко называют такие, как более высокий социальный и профессиональный статус мужа, более старший (на 3-5 лет) возраст мужа.
Ещё один серьёзный кризис семейных отношений нередко наступает через 18-20 лет супружеской жизни (дети выросли, в связи с этим часть взаимных обязанностей супругов считается выполненной).
1. Переходный возраст или ранняя зрелость (30-35 лет).
2. Зрелый возраст (36-50 лет).
3. Пожилой и старческий возраст.
Л и т е р а т у р а:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997, С.629-654
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж, 1996, С. 337-362
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988, С.377-390
4. Ариес Ф. Возрасты жизни. - В кн.: Философия и методология истории. М., Прогресс, 1977, с. 216 - 244.
5. Бунак В. В. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов. - Сов. педагогика, 1965, № 11, с. 108 - 13.
6. Грмек М. Геронтология - учение о старости и долголетии. М., Наука, 1964. 131 с.
7. Кахана М.С., Мельник Б.Е. Фазы онтогенеза и процесс старения. Кишинев, Картия молдованеска, 1975. 182 с.
8. Козлов В. И., Комарова О. Д. География долгожительства в СССР (этнический аспект). - В кн.: Феномен долгожительства. М., Наука, 1982
9. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление жизни. М., Мир, 1982. 215 с.
10. Нагорный А.В., Никитин В.Н. Буланкин И.Н. Проблемы старения и долголетия. М., 1963.
11. Россет Э. Продолжительность человеческой жизни. М., Прогресс, 1981. 83 с.
* * *
Этот возраст известен в первую очередь, как возраст Иисуса Христа. Этот образ и окрашивает все психологические задачи, которые встают перед людьми в этот период.
Женщины в этом возрасте достигают пика в развитии своей сексуальности. В это же время у мужчин (ярче, чем у женщин) проявляются первые признаки старения – морщины, избыточный вес, сердечно-сосудистые заболевания.
По данным психотерапевтов и сексологов – это период завершения критического периода в семейной жизни, который может закончиться стабилизацией семейных отношений или их существенными изменениями вплоть до развода.
В 35 лет заканчивается официальный возраст молодости – молодых учёных, начинающих писателей и т.п. С 36 лет их уже не будут называть молодыми. Значит, это переход к официальной, формальной зрелости, предполагающей развитую способность к социальному бытию.
Кроме того, переходный возраст взрослых совпадает с началом подросткового возраста их старших детей, это создаёт для взрослых членов семьи особые проблемы.
К сожалению, этот возраст для большинства людей – это половина прожитой жизни.
Это очень короткий период жизни, когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои возможности действия и достаточно ума, чтобы контролировать свои цели…
Древние греки называли этот возраст и сопутствующие ему психологические изменения порой “акмэ”, что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, то есть момент наиболее полного расцвета человека.
Переходный возраст для женщин – это бальзаковский возраст. Женщина достигает максимума в своём физиологическом развитии, то есть чувствует себя сильной, источник этой силы – её тело, его органическая, полноценная жизнь; это рождает переживание своих потенциальных возможностей действия (“Я могу”, потому что у меня есть силы”); дети к этому времени подрастают, связь между ними и матерью становится не только (не столько) эмоциональной, но и интеллектуализированной отношением к психологической информации о ребёнке (детях). В психологии эта новая ситуация в семейных отношениях называется ситуацией передачи ответственности за жизнь самому ребёнку. Сила материнских чувств проходит испытание разумом. Это проявляется, в частности, в том, что психологическая дистанция между матерью и ребёнком (детьми) изменяется как пространственно (дети большую часть времени проводят вне семьи), так и содержательно. У детей появляется “своя жизнь”, которая может быть мало известна или совсем не известна их матери.
Социологи иногда называют этот период в жизни женщины периодом “кухонного бунта”, когда женщина делает попытку изменить своё социальное положение за счёт профессионального совершенствования, психологи говорят о переоценке решений о карьере, о стиле жизни.
В жизни женщины бальзаковского возраста со всей остротой встаёт проблема осознания содержания своей индивидуальности, которая связана со сменой оценки привязанностей и принятых обязательств в отношении близких людей и самой себя. В то же время продолжается освоение родительской роли, которое основывается на существенном изменении психологической дистанции с детьми, которая включает и переоценку значимости людей в осуществлении собственной индивидуальной судьбы. Решение этой проблемы приводит к обновлению всех переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем её проявлениям.
Если же этого не происходит, то женщина погружается в мир своих чувств, отстраняясь от других проявлений жизни за счёт пребывания в фантомном мире собственного “Я”.
Переходный возраст в жизни мужчины предполагает решение тех же жизненных задач, что и в жизни женщины, но они имеют другое направление.
Освоение мужчиной его родительской роли приводит к тому, что он начинает осознавать необходимость осуществления правильной жизни не только в рамках своей семьи, но и в более широкой социальной ситуации. Это приводит к пересмотру очень многих параметров своей индивидуальности, которые в дальнейшем становятся основой для принятия новых жизненно важных решений.
Для мужчины важно чувствовать себя сильным, особенно усиливается необходимость в этом переживании в переходный период. Тут и появляется проблема существования различных сил, которые можно демонстрировать себе и другим как проявление мужских качеств, было бы место для их проявления.
Интеллектуальные силы проявляются в учении, в освоении нового, в способности к сосредоточению. Готовность мужчины к применению интеллектуальной силы для построения нового места в системе социально-психологических отношений связана с принятием решений о карьере, стиле жизни, о пересмотре и обновлении решений, касающихся его социального положения. У нормального здорового мужчины в переходный период применение интеллектуальных сил приводит к переосмыслению его жизненных принципов и установок в отношении правильной жизни. Он становится способным к построению целостной картины социальной жизни. Это возраст интеллектуальной готовности к политической карьере.
Эмоциональная сила мужчины проявляется в его возможности свободно переживать свои чувства, ясно выражать их и управлять ими. Именно эта сила заставляет мужчину переживать то, что Роберт Байярд выразил так: “Во мне что-то не так. Я не могу установить добрые и близкие отношения со своими детьми. Они не видят во мне человека”.
Статистика говорит, что мужчины живут меньше, чем женщины. Есть все основания думать, что мужчины привыкают скрывать свои чувства, ведь им предписывается быть сдержанными в любых обстоятельствах. Невыраженные эмоции подтачивают организм, разрушая его.
Некоторые психологи считают, что именно в это время жизнь даёт мужчине шанс стать хозяином своей судьбы, своей индивидуальности, это время, когда свобода и ответственность как качества человеческой экзистенции практически тождественны.
Если для женщины эта ситуация в большей степени развивается в области чувств, то для мужчины она выражена в интеллектуальной сфере. (Именно на этот период жизни человека приходится период манифестации шизофрении, до этого о себе никак не заявлявшей).
Существенное значение для мужчины, переживающего переходный возраст, приобретают дружеские отношения. Это потребность в осуществлении диалогического мышления, потребность в экстериоризации своего “Я”.
Друзьями мужчины потенциально могут стать члены его семьи, близкие ему люди, если они сумеют найти необходимые темы для личностного общения друг с другом.
Подростку нужен взрослый друг, мужчине в переходном возрасте нужен друг-ученик, у которого можно учиться, обучая его самого. Это рождает чувство собственной нужности, значимости, включённости в полную жизнь.
* * *
Период зрелости – самый длительный в жизни современного человека. За этим стоит не только объективно увеличивавшееся время его физической жизни, но и изменения, связанные с увеличением времени для достижения социальной зрелости, социализации, и объективная же возможность влияния индивидуальной судьбы человека на жизнь общества. Именно в зрелом возрасте человек может (и должен) ощущать свою принадлежность к обществу в полной мере. Источником энергии в этом возрасте становится разум человека, обращённый к проявлениям “Я” как к свойствам целой жизни.
О периоде зрелости человеку напоминают прежде всего окружающие, ожидая от него мудрости, понимания своего дела, и в то же время склонные к оценке его как “предка”, как человека устаревающего, отстающего от времени.
На этот возраст приходится период, когда дети уже вырастают и покидают дом. Бесстрастная статистика констатирует возрастание числа разводов у сорока-сорокапятилетних людей. Браки не выдерживают испытания вторым кризисным периодом, который, по мнению специалистов, менее губок, чем первый и может продолжаться год или несколько лет.
Следует помнить, что достижение зрелого возраста не означает непременно достижения высоких результатов в интеллектуальной деятельности.
Анализ результатов исследований Н. Подгорецкой показывает, что у взрослых в этом возрасте можно получить результаты мышления, сходные с результатами необученных детей в опытах Ж.Пиаже: ориентировка на случайные признаки, которые являются наиболее “яркими”, нерасчленённость параметров изучаемых объектов, неумение отвечать на заданный вопрос, подмена объективной оценки субъективной, нечувствительность к противоречиям, давление житейского уровня объяснений над логическим. Огромную роль при решении заданий играл личный опыт испытуемых, степень их знакомства с предъявленным материалом.
Н.Подгорецкая утверждает, что в условиях стихийного усвоения логических приёмов мышления взрослые обнаруживают явления, аналогичные “феноменам Пиаже”, то есть у них также может не быть чувства реальности, как и у маленьких детей, они могут быть эгоцентричны и не уметь видеть существование других позиций, то есть не обладают диалогичностью сознания.
Физиологическое увядание женщины происходит постепенно, обычно в полную силу этот процесс даёт о себе знать в возрасте около 47 лет. Это время перехода от половой зрелости к угасанию половой функции называется климактерическим периодом.
Соматический вид женщины претерпевает ряд изменений, часто они очень расстраивают её, так как фигура полнеет, жир откладывается преимущественно в области бёдер, живота, что объясняется понижением общего обмена веществ.
У некоторых женщин климактерический период осложняется недомоганиями.
В этот же период женщина может тяжело переживать “синдром опустевшего гнезда” – уход из-под её опеки повзрослевших детей. Особенно сильно этот синдром сказывается на женщине, у которой не было иных забот и ценностей, кроме материнства.
Женщина часто просто не хочет понять, что для неё наступил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми теперь могут и должны перерасти в чувство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу.
Следует отметить, что период зрелости – это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счёт обновления границ собственного “Я”, осознания своей экзистенциальности.
У подавляющего большинства людей уже с 40-50 лет наблюдаются изменения в функционировании нервной системы, которые проявляются в пониженной способности реагировать на раздражители.
У мужчины старше 40 лет сердце начинает работать менее чётко – уменьшается сокращаемость сердечной мышцы, это приводит к снижению общего количества крови, перекачиваемой сердцем.
Изменения в сердечно-сосудистой системе резко снижают стрессоустойчивость организма мужчины после 40 лет.
Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню.
С мужчиной происходят те же закономерности, что и с женщиной. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить своё место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.
Одновременно возникает проблема изменения отношений с супругой, которая вступает в период климакса. Она как никогда нуждается в моральной, психологической поддержке.
К середине периода зрелости нормальный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, самые простые и самые сложные – от кулинарии до философии, - буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной педантичностью.
Исследователи отмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлёт творческой активности.
Как это ни грустно говорить, но период зрелости для мужчины – это открытая борьба со смертью, которая признаками собственного старения и старения близкого человека начинает постоянно присутствовать в конкретных проявлениях.
Многие психологи склонны считать, что просыпающиеся в зрелом мужчине “донжуанские” наклонности – признак неуверенности в себе.
Этот период жизни – время переоценки целей и притязаний. В эти годы часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Оно соединяется с вопросами, что достигнуто, и что в действительности означает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко начинает отдавать себе отчёт в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет и даже, если он их достиг, всё равно может испытывать разочарование. Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек начинает мрачно смотреть на жизнь и считать, что “уже поздно что-либо менять” и “уже не успеть”.
Центральная тема в средней зрелости – генеративность – желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Генеративность определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, стать продуктивным, что, в свою очередь, делает человека счастливым. Потерпевший на этой стадии неудачу имеет тенденцию оказаться поглощённым только самим собой. В этом возрасте человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своём участии в нём. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учётом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает этот перевал и с новыми планами вступает в следующий период своей жизни.
* * *
Многие люди, приближаясь к этапу поздней зрелости, неявно предполагают, что отрезок их жизни после выхода на пенсию не так велик, чтобы заранее и серьёзно готовиться к новым для себя условиям жизни. Это совершенно неверное предположение: период после ухода на пенсию составляет в среднем 16 лет у мужчин и 24 года у женщин – срок, сопоставимый как с периодом молодости, так и с продолжительностью трудовой деятельности. Это говорит в пользу того, что это довольно длительный этап и не стоит жалеть усилий на фундаментальную подготовку к нему.
Наряду с процессами старения у человека развиваются приспособительные психологические механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться вплоть до глубокой старости. Так, например, слабеющая непроизвольная память компенсируется богатой ассоциативной памятью или навыком записывать необходимые сведения, недостаточное распределение внимания восполняется его повышенной переключаемостью.
В преклонном возрасте особенно сильно страдает произвольное запоминание логически мало связанного материала, в то время как логическая и смысловая память хорошо сохраняется до 70-90 лет.
Прекращение трудовой деятельности обусловливает определённое изменение социального престижа. К моменту наступления пенсионного возраста подавляющее большинство людей достигает максимально возможного профессионально-должностного и материального уровней, владеет высоким мастерством в своей работе, пользуется заслуженным авторитетом и уважением своих коллег. Выход на пенсию означает отказ от этого положения и, разрушая привычный жизненный стереотип, нередко приводит к депрессии. К тому же именно в этот период человек неизбежно теряет близких людей, от него отдаляются ставшие самостоятельными дети – всё это может породить чувство одиночества. Отметим, что тенденция раздельного проживания стариков и семей детей наблюдается сейчас во всём мире. А ведь семья может предоставить пожилому человеку не только экономическую поддержку, необходимый уровень комфорта и различного рода хозяйственно-бытовые услуги. Живя в семье, человек в преклонных годах сохраняет возможность посильно помогать детям, приносить им пользу и содержательно общаться с детьми. Участвуя в воспитании внуков и принятии семейных решений, пожилой человек поддерживает свой престиж, а обсуждая с более молодыми членами семьи их учебную и производственную деятельность, находит применение своему жизненному и профессиональному опыту.
В старости неизмеримо возрастает роль дружбы. Без неё утрата некоторых социальных ролей при постепенном ухудшении здоровья может порождать у человека чувство покинутости. Люди отошедшие от дел и потерявшие близких нуждаются не только в помощи, они испытывают острую потребность в общении с друзьями. Вследствие одиночества у очень пожилых людей может даже наблюдаться некоторая болтливость и навязчивость в общении.
Находить новых друзей в пожилом возрасте трудно, члены семей давно знают все истории, молодым часто они неинтересны. Поэтому в ряде стран существуют клубы для пожилых людей, где они могут общаться между собой.
В период 60-70 лет выделяется тема единства – способности взглянуть на прошлую жизнь с удовлетворением. Если жизнь приносила удовлетворение и человек достиг чувства единства с собой и другими людьми, то старость будет счастливой порой. Определение “успешности” старости не следует связывать со сравнением с другими возрастными группами (“он выглядит на 40 лет”). Дело не в том, как выглядит человек, а в том, есть ли у пожилого человека ощущение счастья и удовлетворения от жизни. По мере того как укорачивается будущее, человек чаще обращается к прошлому, пересматривая свою жизнь, нередко с мудростью, позволяющей придать другое, большее значение эпизодам и ситуациям его жизни. Цель развития в старости – достижение ощущения, что, во-первых, прожита значительная и полная удовлетворения жизнь, и во-вторых, что в настоящий момент она максимально активна.
Основная проблема геронтологии была сформулирована А.А. Богомольцем – это изучение старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Таким образом, задача не только в продлении долголетия человека, но и в том, чтобы до самого конца он считал, что стоит жить.
Если выйдя на пенсию, человек не находит нового поприща для приложения сил, то у него может наблюдаться постепенное сужение круга интересов, приводящее к сосредоточению на своём внутреннем мире и снижению способности к общению. Общественное мнение приучает пожилых людей к мысли, что они уходят “на заслуженный отдых” – это не способствует формированию активной жизненной установки. Многочисленные клинические данные указывают на то, что бездеятельный образ жизни и пассивность отрицательно сказываются на здоровье человека, приводят к угнетённости, скуке и в конечном итоге к преждевременному старению. В неблагоприятных условиях бездеятельности и апатии могут подчёркиваться и обостряться неприятные черты характера – консерватизм, недоверчивость и обидчивость. Учитывая вероятность такой возрастной психологической деформации, пожилой человек должен осознанно направлять усилия на поддержание в себе духовной гибкости и преодолевать возрастающую ригидность во взглядах и действиях, чтобы она не переросла в нетерпимость и неспособность менять установки, держать свой ум открытым для новых идей.
История науки и культуры даёт нам много примеров не только долголетия, но и высокого интеллектуального потенциала. Л.Н. Толстой научился кататься на велосипеде в 65 лет, а в 75 лет ещё бегал на коньках. Ему было уже за 80, когда он верхом на лошади делал прогулки.
Великий художник Тициан, проживший 99 лет, достиг максимального мастерства в последние 25 лет своей жизни. Гёте было 80 лет, когда он написал вторую часть “Фауста”. Работы И.П. Павлова “Условные рефлексы”, “Лекции о работе больших полушарий головного мозга” были закончены им в 74 и 78 лет.
Профессор математики Б. Букреев справил свой столетний юбилей, читая лекции в Киевском университете, где он проработал 70 лет.
Максимальный контакт с людьми, связь с современностью положительно обеспечивает ей полноценность и в самом преклонном возрасте.