Лекция психологические аспекты старости

Л и т е р а т у р а:

Анциферова Л.И. Жизненный путь учёного (к 80-летию Х. Томе)// Психологический журнал 1995 Т.16, № 3

* * *

В настоящее время удлинился период старости, который занимает около 3-х десятилетий. В психологической науке этот период изучен меньше, чем первая треть жизни человека. И всё же психологи создали ряд концепций старости, собрали значительный материал, выделяющий психологические характеристики облика людей в возрасте от 60 до 90 лет и более. Исследователи проводят полевые эксперименты, лонгитюды, применяют психобиографические методы. Ведётся разработка периодизации поздних лет жизни.

Одни психологи выделяют этапы ранней старости (от 60-65 до 75 лет) и поздней старости (более 75 лет). Другие называют поздней взрослостью (60-75 лет), расчленяя период взрослости на раннюю, среднюю и позднюю. В таком случае старыми можно назвать людей, находящихся за пределами 75 лет. У одних людей этап поздней взрослости продолжается до 90 лет и более. У других уже в 70 лет проявляются признаки психологического одряхления.

Любой период жизни человека, особенно время поздней взрослости и старости следует рассматривать в контексте целостного жизненного пути индивида.

Психология не располагает материалами, которые охватывали бы весь жизненный путь человека. Но психобиографические методы помогли учёным выявить те особенности жизненного пути индивида, которые повлияли на процесс его психологического старения.

Жизненный путь – это индивидуализированное преломление личностью движения социально-исторической действительности. Принципы социальной обусловленности жизни человека получил развитие в работах крупных учёных-психологов – Э. Фромма, Э. Эриксона, В. Франкла и др. Силу социальных воздействий никак нельзя недооценивать, и всё же человек способен быть свободным по отношению к своей исторически преходящей действительности, к давлению общества, его шаблонам.

Результаты эмпирических исследований показывают, что многие характерные черты пожилых людей обусловлены распространёнными в обществе негативными стереотипами стариков как людей бесполезных, интеллектуально деградирующих, беспомощных. И многие люди старшего возраста интериоризируют эти стереотипы, снижают собственную самооценку. Так 90-летняя женщина, ещё достаточно крепкая и хорошо справляющаяся с домашними обязанностями, наотрез отказалась выходить на улицу, мотивируя своё поведение боязнью упасть. Беседуя с ней, психолог выяснил, что она отнюдь не страшится ушибов или травм. Её пугает перспектива очутиться “внизу”, у ног прохожих, услышать обидные реплики. Такая ситуация переживалась ею как “социальное падение”.

Иные “техники” жизни используют люди, сохранившие и в старости “упорство духа”. Субъекты своей жизни живут по собственным меркам. Заметив у себя нежелательные изменения, они изобретательно компенсируют их, не снижая самооценки.

Весьма значимыми для психологии развития и психогеронтологии выступают также следующие положения.

В первом из них мы рассматриваем широко распространённое среди психологов представление о поступательном развитии личности как об “одноколейном”, однонаправленном движении душевной жизни. Новые исследования в области психологии жизненного пути показывают, что личностное развитие – двухколейный процесс, включающий перемещение субъекта в плоскости сознания и даже поведения назад, к своему прошлому, с последующим возникновением поступательного движения. В данном контексте движение вспять является не регрессом, а механизмом обогащения личности латентными новообразованиями пройденных стадий, которые оцениваются и переосмысливаются с позиций актуального настоящего. Работы Э. Эриксона и исследования в области психогеронтологии позволяют выделить разные формы и функции возвращения человека к своему прошлому.

Эриксон впервые обратил внимание на этот психологический феномен ещё в 1951 г. В качестве главного новообразования заключительной стадии жизни он выделил особую активность человека по интеграции пройденных им стадий жизненного пути. Личность, успешно разрешившая задачу интегрирования, суммирует, по Эриксону, достижения пройденных этапов жизни, переживая чувство удовлетворения.

Второе положение – своими истоками восходит к работам Х. Вернера. Изучая развитие восприятия, он пришёл к выводу о том, что существуют две разные формы, которые развиваются параллельно, не оказывая одна на другую заметного влияния. Первая форма – физиогномическое восприятие, схватывающее характерность ситуации или человеческого лица без выделения частей воспринимаемого. Вторая форма – аналитико-синтетическое восприятие, возникающее несколько позднее, но не преобразовывающее физиологическую перцепцию. Работы К. Джилиган – сотрудницы Л. Кольберга – дают основание ряду психологов выдвинуть предположение о том, что нравственная сфера человека развивается одновременно по двум направлениям. Исследования Джиллиган показали, что нравственное сознание мальчиков ориентировано на логику, справедливость, социальную организацию. У девочек моральное развитие идёт по линии усиления сочувствия, заботы о людях и гуманизации межличностных отношений.

Есть основания согласиться с мнением некоторых психологов о том, что у обоих полов происходит одновременное развитие этих двух форм нравственности. Однако у мужчин более развитым и глубже вписанным в мужской характер оказывается логически-когнитивный тип морали, а у женщин – эмоционально-эмпатический тип морали.

По мнению У. Кейна, интеграция двух линий развития личности является одной из главных задач личности в поздние годы.

Третье положение. Тезис К. Маркса о способности человека к безграничному развитию позволяет напомнить новым психологическим содержанием этот тезис, постулировать неисчерпаемость потенций человека, обосновать оптимистический подход к его жизни в поздние годы.

Изложенное выше положение К. Маркса подтверждают крупные зарубежные психологи. Э. Фромм опровергает бытующее до сих пор в психологии убеждение в том, что развитие человека как личности направлено на достижение им некоторого конечного состояния – “зрелости”, “мудрости” и т.п., после которого личность начинает деградировать. Э. Фромм пишет: “Человек умирает всегда прежде, чем успевает полностью родиться” (Э. Фромм Человек для себя. Минск, 1992).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: