Централизованное распределение трудовых ресурсов

Господство государственной собственности на экономические ресурсы проявлялось в том, что государство фактически распоряжалось трудом работников, осуществляя его распределение между отраслями и регионами страны. Собственниками труда формально выступали представители домашних хозяйств, но их экономическая свобода была ограничена. Это проявлялось в том, что после окончания профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений молодые специалисты, как правило, направлялись на работу по распределению, т. е. были лишены права свободно распорядиться своей судьбой и самостоятельно найти себе работу. В то же время свободное предложение труда наемными работниками было ограничено отсутствием возможности беспрепятственного передвижения (подавляющее большинство людей не имели возможности сменить место жительства),вызванного переменой места работы. Это объяснялось тем, что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших на постоянное проживание людей, и тем, что в соответствии с законом о прописке любой гражданин СССР должен был получить прописку, т. е. право на постоянное проживание в данном городе, а это было очень сложно.

Планирование экономики В условиях административно-плановой системы основой хозяйственного механизма служило централизованное планирование экономики. На рис. 2-1 дана схема организации планово управляемой экономики в СССР. Планово управляемая экономика представляет собой иерархическую систему, предполагающую подчинение производителя вышестоящему плановому органу, который, в свою очередь, был инструментом в руках партийных и государственных структур власти. В схеме 2-1 показано, что высшим плановым органом являлся Госплан СССР, который определял плановые задания республиканским и местным плановым органам, а также плановым отделам министерств и ведомств. Вся эта разветвленная система плановых органов давала плановые задания государственным и колхозно-кооперативным предприятиям по объему и ассортименту выпускаемых товаров и услуг. Плановые органы предусматривали обеспечение предприятия необходимыми факторами производства (оборудованием, сырьем, рабочей силой и т. д.). В планах, которые устанавливались предприятиям, определялись размеры инвестиций (капиталовложений) в новые здания и оборудование и внедрение новой технологии. Практика показала, что система планового управления экономикой оказалась несостоятельной. Объясняется это рядом причин.

1. Любая экономическая система будет эффективно функционировать и развиваться, если она владеет необходимой информацией и если руководители предприятий (фирм) могут быстро и оперативно принимать решения на основе поступающей им информации. Схема на рис. 2-1 показывает, что плановые органы дают команду по принципу «сверху вниз», что, для кого и как надо производить (направление этой команды показано стрелками, направленными вниз). В свою очередь, производители направляют информацию «снизу вверх» о своих потребностях, связанных с выполнением команды плановых органов.

На прохождение команды «сверху вниз» и информации о потребностях «снизу вверх» требуется время t0 и г,, соответственно. Общее время, которое потребуется для получения информации, принятия решения и дачи команды, составит сумму t0 + tr.. В практике планового управления экономикой эта сумма времени достигала 2 лет. Например, в 1979 г. Госплан СССР составлял план развития народного хозяйства страны на 1980 г. Госплану СССР требовались данные о потребностях заводов, фабрик, учебных заведений, зрелищных предприятий и т. д. в сырье, упаковочных материалах, новых машинах, электроэнергии и т.д. Все без исключения предприятия страны направляли в плановые органы республик, министерств и местных плановых отделов громадный поток заявок на строительные материалы, грузовые автомобили, кирпич, бумагу, фрезерные станки и пр. Эту информацию Госплан СССР должен был получить своевременно, поэтому предприятия должны были направить свои заявки в 1978 г., чтобы они былк учтены при составлении плана на 1980 г., который разрабатывался в 1979 г. В результате получалось, что план развити* экономики на тот или иной год составлялся с учетом состояния экономики двухлетней давности. Подобные условия управления экономикой можно сравнить с управлением громадным океанским лайнером, который реагирует на команды капитана с запаздыванием в несколько дней.

2. Любая экономическая система должна производить товары и услуги в соответствии со спросом их потребителей. Но как определить этот спрос? Как выявить различные многообразные потребности миллионов людей? На эти вопросы плановая система могла дать лишь приблизительные и весьма общие ответы. Проследить за изменениями спроса на десятью миллионов различных видов изделий было невозможно HI только в силу их громадного количества, но и в силу того, что происходит непрерывный процесс изменений вкусов, моды культурных потребностей и т. д. Кроме того, нельзя не учесть что для изготовления любой вещи требуется большое количество самых различных видов сырья, полуфабрикатов, заготовок, вспомогательных материалов, подготовительных исследований и опытных работ и т. д. Плановые органы были не в состоянии определить размеры спроса на все эти многочисленные товары и услуги и установить плановые задания предприятиям в соответствии с действительными потребностям: людей и предприятий.

3. Система планового управления экономикой поощрял те предприятия, которые успешно выполняли и перевыполняли установленные им плановые задания. В результате любо предприятие стремилось выпускать ту продукцию, которую надо было производить в соответствии с плановым заданием а не ту, в которой нуждались потребители. В результате нередко производились те товары и услуги, которые не имели спроса, а те товары и услуги, в которых нуждалось население, и производились или выпускались в недостаточных количества: Вследствие этого возникал острый дефицит на одни товары при наличии громадного избытка других.

4. Для многих предприятий плановые задания по выпуску продукции устанавливались в рублях. Например, швейной фабрике планировалось произвести изделий на сумму 80 млн. р. и т. д. Предприятию проще было выполнить план если оно будет производить дорогостоящую продукцию в меньшем количестве, а не дешевую продукцию в большем количестве. Казалось, что производители заинтересованы в том, чтобы больше израсходовать ткани, кож и т.д. Плановая система породила стремление фабрик и заводов больше расходовать материальных ценностей, чтобы выполнить и перевыполнить плановые задания, она оказалась «затратной системой».

1. Основой развития экономики является научно-технический прогресс. Условием использования достижений науки и техники является заинтересованность в этом производителей и, что еще важнее, объективная необходимость в использовании новой технологии, более эффективном оборудовании для повышения качества продукции и ее удешевления. Плановая система предполагала, что внедрение в производство новой техники и технологии, переход на выпуск новой продукции и улучшение качества прежних видов изделий осуществлялись по решению вышестоящих плановых и административных структур и нередко противоречили интересам предприятий, так как затрудняли выполнение ранее установленных планов по выпуску устаревшей продукции. Поэтому одним из самых существенных пороков системы явилось торможение научно-технического прогресса и ее неспособность к широким нововведениям на базе реализации достижений науки и техники.

Руководство КПСС и Советского государства в свое время бросило вызов странам со сложившейся и прогрессирующей рыночной системой, суть которого сводилась к следующему:

административно-плановая система имеет решающее преимущество перед рыночной;

— административно-плановая система имеет решающее преимущество перед рыночной.

— благодаря этим преимуществам плановая система создаст предпосылки для более быстрого прогресса в области прогресса в области науки и техники и сформирует более эффективную экономику;

— плановая экономика сможет полнее удовлетворять потребности людей, обеспечит более быстрый рост благосостояния населения;

— плановая система благодаря своим преимуществам послужит основой для подлинной свободы человека, для формирования самого справедливого общества, для всестороннего развития личности.

Практика показала, что административно-плановая система соревнование с рыночной системой проиграла почти по всем статьям. Модель «социалистической экономики» оказалась еще одним вариантом утопического социализма. Все это сделало неизбежными отказ от принципов административно-планового управления экономикой и переход к рыночной системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: