Функции рынка. Тем самым мы столкнулись с выполнением рынком одной из важнейших функций — информационной

Тем самым мы столкнулись с выполнением рынком одной из важнейших функций — информационной. Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком.

Цены помогают рынку выполнять и другую его важную функцию — устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей. Скажем, если на данный момент производится слишком много сельскохозяйственных продуктов, то цены на них начнут падать. Это явится сигналом для производителей сельскохозяйственной продукции к тому, что нужно изымать ресурсы из этой отрасли и искать более выгодные сферы их применения. Если, напротив, цены на обувь очень высокие, это свидетельство того, что ее производится недостаточно, и часть труда и капитала должна перераспределиться из отраслей с чрезмерным объемом производства в обувную промышленность.

Нужно иметь в виду, что ни одно общество не может достичь того идеального состояния, когда объем и структура производства полностью соответствуют объему и структуре потребностей хотя бы по той причине, что потребности быстро меняются под воздействием моды, изменения вкусов, новейших открытий, изменения денежных доходов населения и т. п. Но именно рынок создает те механизмы, которые точнее и быстрее передают необходимую информацию производителям, чем механизм передачи информации и принятия решений в условиях административно-плановой системы. Каждый раз вступает в действие «невидимая рука» рынка, о которой писал Адам Смит: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял», т. е. заставит его производить именно те продукты, в которых наиболее нуждается общество. Благодаря «невидимой руке» рынка производство намного быстрее приспосабливается к потребностям и спросу потребителей, чем это происходит в условиях административно-плановой системы.

Рынок через посредство механизма цен отвечает также на вопрос, как производить. Частный экономический интерес выражается в стремлении производителя получать максимальную прибыль. Но при установившихся на рынке ценах он может увеличить прибыль в расчете на единицу продукта, только если ему удастся снизить затраты на производство. Прибыль есть разница между ценой, по которой продается единица продукта, и суммой затрат, связанных с его производством.

Снижение затрат может быть достигнуто разными путями, например экономным использованием сырья и материалов. Но наибольшего эффекта можно добиться, если повысить производительность труда, а это предполагает использование достижений научно-технического прогресса (новой техники и технологии), применение более квалифицированного труда, совершенствование организации производства.

Фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки. Поэтому для частного предприятия снижение издержек является вопросом его выживаемости в условиях рыночной экономики. Рынок стимулирует технический прогресс.

Рыночный механизм — жесткая система. Ему присуща беспощадность по отношению к слабым. Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. Не обладаете способностью к быстрой перестройке, невосприимчивы к новациям, недостаточен уровень квалификации ваших рабочих — уступите место другим предприятиям, более эффективным, более жизнеспособным. Таким образом, рынок осуществляет санирующую функцию.

Здесь мы подошли к еще одной важной черте рыночной экономики. Свобода предпринимательства, свобода выбора, частный интерес формируют отношения состязательности, конкуренции.

КОНКУРЕНЦИЯ— это борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи.

Поскольку платежеспособный спрос в каждый данный момент ограничен, между производителями идет постоянная борьба за кошелек покупателя. Рынок подсказывает ответ на вопрос, для кого производить, - для того, у кого выше покупательная способность, кто может заплатить за предлагаемый товар. Каждый производитель должен найти своего покупателя, свою нишу на рынке.

Это могут быть люди с очень высокими доходами, на них рассчитано производство коллекционных моделей одежды, каждая из которых изготавливается в количестве одной или нескольких единиц и продается по ценам в несколько тысяч долларов. Но и затраты, связанные с их выпуском, велики, так как применяются дорогостоящие ткани, фурнитура они шьются по индивидуальным заказам. Однако производитель уверен, что его затраты окупятся и принесут высокий доход.

Одновременно идет борьба и за кошелек потребителя со средним достатком или даже доходом ниже среднего. В этом случае производство носит массовый характер. Например, костюм шьет не высококлассный портной, а швейная фабрика, когда одна бригада специализируется на изготовлении отдельных деталей костюма, другая - на их пошиве и т. д. Но и в том и в другом случае производители будут бороться за своего клиента, а значит, стремиться к обновлению ассортимента, улучшению качества, вежливому обслуживанию, оказанию дополнительных услуг и другим методам конкурентной борьбы. В результате такой конкуренции выигрывают все группы потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: