Общественные блага

Частные блага

Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т. е. предназначены для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:

— частные блага делимы на любые необходимые количества. Например, можно приобрести один автомобиль, 10 кг картофеля, 50 тонн нефти;

— они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности. Производителю ничего не стоит не допустить к потреблению товара человека, если у него нет денег для оплаты блага. Не имея денег, человек не сможет приобрести не только автомобиль, но и 0,5 кг картофеля;

— потребление частного блага одним человеком делает невозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.

Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:

— их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;

— они неделимы по своей природе;

— потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования не желающих или не способных платить. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. Например, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается от того, что они освещают дорогу пешеходам. Нельзя выделить определенные доли услуг маяка или пожарных для каждого отдельного потребителя.

Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.

Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральный и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Необходимо отметить, что в ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих признаки и тех и других. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну: например школьники, обучающиеся в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т. д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления.

Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США.

Рыночный механизм способен порождать и более существенные негативные последствия, преодолеть или смягчить которые без помощи государства не представляется возможным. Прежде всего следует отметить беспристрастность рынка, его обезличенность, выражающуюся в том, что нередко рыночная система доставляет очень крупные доходы не тем, кто больше и интенсивнее работает, а тем, кто от природы наделен уникальными способностями, получил элитарное образование, большое наследство или удачно осуществил выгодную сделку. Люди, лишенные таких возможностей, получают неоправданно низкие доходы. Кроме того, в обществе всегда есть люди, не владеющие никакими ресурсами: старики, больные, инвалиды, осиротевшие дети. В рамках рыночной экономики они не являются и не могут являться получателями дохода вообще. Эти примеры говорят о том, что рыночная система порождает глубокое неравенство в распределении доходов. Бедность среди общего изобилия продолжает оставаться серьезной экономической и политической проблемой во всем мире, в том числе и в странах с развитой рыночной экономикой.

Государство обязано решить эту проблему, используя разные методы. Все они в большей или меньшей степени связаны с перераспределением доходов путем установления прогрессивной шкалы налогообложения и финансированием социальных программ. Высокий налог на большие личные доходы используется для изъятия большой доли доходов у богатых и перераспределения их в пользу бедных.

Чтобы не допустить разорения фермеров в условиях падения цен на сельскохозяйственные товары, государство искусственно поддерживает эти цены, скупая продукцию у фермеров или выплачивая им дотации.

Большую роль для низкооплачиваемых групп наемных рабочих играют принимаемые государством законы об установлении минимальных размеров оплаты труда, о системе социального обеспечения нетрудоспособных и многосемейных, в том числе законы о пенсиях по старости и инвалидности, о пособиях по безработице, одиноким матерям, многодетным семьям и т. п. Эти выплаты могут совершаться не только в денежной, но и в натуральной форме, например в виде продуктовых талонов или наборов продуктов. Доля социальных фондов государства в общем объеме потребления товаров и услуг в среднегодовом исчислении за период 1997 г. колебалась по странам от 22,3% в США до 40,5% в ФРГ и 51% в Швеции.

За пределами частных интересов находится финансирование фундаментальных исследований, требующее крупных единовременных капиталовложений с большим сроком окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущих прибылей. Частный капитал с большей охотой берется за коммерческое освоение новых технологий, нежели за создание условий, при которых происходит развитие науки и техники.

Следствием развития свободной конкуренции является образование монополий — исключительного положения в отрасли фирмы, дающее ей возможность оказывать воздействие на цены, уменьшать производство товаров, не заботиться о повышении качества производимой продукции. Все это разрушающе действует на рыночный механизм, препятствует научно-техническому прогрессу и тормозит развитие экономики.

Одним из последствий рыночной экономики является инфляция, или общий рост цен в стране, представляющая особую опасность в случаях, когда она становится неконтролируемой.

Рыночная экономика развивается циклически. Это проявляется в том, что рост производства периодически прерывается спадами производства товаров и услуг, сокращениями вложений капитала в строительство и в новое оборудование, что приводит к увольнениям, к росту безработицы, к росту числа банкротств. Иными словами, экономический рост в условиях рыночной системы происходит нестабильно.

Перечисленные негативные последствия функционирования рыночной экономики показывают, что она не может успешно развиваться без государственного регулирования экономической жизни. Для понимания природы современной рыночной экономики необходимо самое серьезное внимание уделить деятельности государства. На этой стороне экономического анализа в дальнейшем мы специально остановимся, а пока вернемся к модели, представленной на рис. 2-3, и введем в нее еще один субъект рыночной экономики — государство (рис. 2-4).

Введение государства в модель рыночной экономики не меняет существа взаимодействия между домашними хозяйствами и фирмами. Домашние хозяйства остаются собственниками факторов производства, применяемых фирмами, и получателями доходов, которые создаются фирмами. Эти доходы по-прежнему тратятся на потребительские товары и услуги и сберегаются и инвестируются через посредство рынка капиталов в факторы производства. Но теперь часть доходов, полученных домашними хозяйствами, отчисляется в государственный бюджет в виде налогов. Они становятся доходами государства. Часть этих средств государство расходует на оплату товаров и услуг, которые необходимы государству для того, чтобы оно могло выполнять свои функции.

Другая часть доходов государственного бюджета расходуется на пенсии и пособия, т. е. образует форму доходов домашних хозяйств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: