Измерение эластичности спроса по цене

Совершенно эластичный спрос

В первом случае имеет место совершенно эластичный спрос.

При совершенно эластичном спросе при данной, установившейся цене можно продать определенное количество товара в каком-то диапазоне спроса (например, от 0 до Qn). В этом диапазоне потребители готовы покупать любое количество товара по цене Р1 Но они откажутся покупать товар, если цена будет выше Р1.

В качестве примера можно рассмотреть рынок сельскохозяйственной продукции, на котором много продавцов и покупателей и каждый продает и покупает небольшую долю однородной продукции. Допустим, на этом рынке продается пшеница. По установившейся рыночной цене предлагается к продаже большое количество пшеницы. Но стоит кому-то из продавцов лишь
незначительно повысить цену, как объем его продаж сведется к нулю, так как все покупатели станут приобретать такую же по качеству пшеницу у его конкурентов по установившейся цене. Поэтому спрос на пшеницу отдельного продавца будет совершенно эластичен.

Другой крайний случай характеризует противоположную ситуацию — совершенно неэластичный спрос. Совершенно неэластичный спрос означает, что объем спроса на товар остается неизменным при любой цене, т. е. объем спроса не реагирует на изменение цены в любом направлении.

Такое возможно, когда потребитель не может отказаться от покупки определенного количества какого-то товара. Например, для больных сахарным диабетом жизненно необходимы ежедневные инъекции инсулина, без них больные могут погибнуть. Поэтому они вынуждены покупать лекарство по любой цене. То же самое делают люди, страдающие пристрастием к наркотикам. Они могут пойти
на тяжкие преступления, чтобы достать денег для приобретения нужной им дозы наркотика. В рассмотренных примерах кривая спроса будет стремиться к вертикальной линии, идущей параллельно оси цен (см. рис. 4-4).

До сих пор, говоря об эластичности спроса, мы констатировали лишь сам факт эластичности или неэластичности спроса на тот или иной товар. Но на практике часто необходимо достаточно точно знать, чему равна степень ценовой эластичности спроса, более того — уметь ее измерить. Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса и соотнести его с процентным изменением цены:

где Еpd — коэффициент ценовой эластичности спроса; ∆Q — прирост величины спроса; ∆Р — прирост цены.

Приведенная формула показывает, что коэффициент эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема спроса, но и от фактического значения Р и Q. Следовательно, коэффициент ценовой эластичности будет различным для разных точек кривой спроса.

В этой связи возникает вопрос: какой объем спроса и какой уровень цен использовать при расчетах — начальный, до изменения, или конечный, после изменения коэффициент эластичности? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, рассмотрим конкретный пример.

Предположим, что небольшая семья занимается производством мороженого и продает его по рыночным ценах* вблизи школы.

Предположим далее, что при цене 10 р. не будет куплено ни одной порции мороженого. Если цена начнет снижаться, то число желающих полакомиться мороженым будет расти. Производителям важно выработать правильную ценовую стратегию. Гипотетические данные о реагировании количества проданного мороженого на изменение цены, рассчитанная на их основе выручка от продажи и коэффициент эластичности сведем в таблицу (см. табл. 4-2).

Прежде всего посмотрим, как изменяется доход (выручка от продажи) по мере снижения цены. Мы видим, что первоначально снижение цены с 10 до 5 р. вызывает рост дохода от 0 до 250 р. Используя табл. 4-2, можно сделать вывод, что на этом интервале спрос на мороженое оказывается эластичным (цена и доход изменяются в противоположных направлениях). Однако дальнейшее уменьшение цены до 4 р., 3 р. и т.д. до 1 р. вызовет снижение дохода до 240 р., 210 р., 160 р. и 90 р. Таким образом, мы вправе сделать вывод, что спрос будет неэластичным после того, как снижение цены не перекроется более существенным повышением объема спроса. Как эту закономерность отразит коэффициент эластичности?

При его подсчете возникает проблема измерения того, как изменяется величина спроса. Рассмотрим, к примеру, интервал роста объема спроса с 10 до 20 порций. Если мы будем ориентироваться на первоначальный уровень спроса, то его прирост составит

Если же мы будем подсчитывать изменение объема спроса, двигаясь назад, с 20 до 10 порций, и при этом также относить абсолютный прирост к первоначальному значению величины спроса, мы получим другое значение избежать подобных сложностей при расчете коэффициента эластичности, используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это будет

Поэтому формула (4.3) примет вид:

где AQ — прирост объема спроса; Q1 — первоначальный объем спроса в выбранном интервале; Q2 — конечный объем спроса в выбранном интервале; ∆Р — прирост цены; P1 — первоначальная цена в выбранном интервале; Р2 — конечная цена в выбранном интервале.

Рассчитаем на основе формулы (4.3) коэффициент эластичности спроса для выбранного интервала:

При этом минус, полученный в итоге (поскольку цена и объем находятся в обратной зависимости), не имеет значения, так как берется только абсолютная величина коэффициента эластичности — |Еpd|, т.е. его величина по модулю.

Рассчитаем оставшиеся значения коэффициента эластичности. Полученный результат позволяет сделать вывод о том, что если Еpd>1, то спрос на товар эластичен по цене. При Еpd < 1 спрос неэластичен.

Построим на основе данных таблицы 4-2 кривую спроса (см. рис. 4-5).

Рисунок показывает, что в верхней части кривой спроса цена относительно высока, и поэтому каждый рубль ее прироста предполагает, что процентное ее изменение незначительно. Объем же спроса, наоборот, мал, поэтому соответствующее его процентное изменение значительно. Следовательно, в верхней части кривой спроса последний оказывается эластичным.

Напротив, в нижней части кривой при малых абсолютных величинах цен процентное их изменение оказывается значительным, в то время как большие объемы спроса дают незначительное их процентное изменение, поэтому в нижней части кривой спрос неэластичен.

В середине кривой процентное изменение объема спроса равноценно процентному изменению цены, поэтому здесь мы имеем дело с единичной эластичностью спроса по цене.

Какой совет вы сможете дать производителям мороженого, опираясь на данные таблицы и графика, относительно их ценовой политики?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: