Эластичность предложения в долгосрочном периоде

Эластичность предложения в среднесрочном периоде

Эластичность предложения в краткосрочном периоде

Представьте себе, что из ближайшего агрообъединения привезли на рынок 6 тонн зрелых томатов. Поскольку томаты — продукт скоропортящийся, продавец заинтересован продать их как можно быстрее. Допустим, что рыночная конъюнктура сложилась в пользу поставщика: объем спроса на томаты высок, что при неизменном объеме предложения вызвало рост цен. Но в краткосрочном периоде продавцы не в состоянии отреагировать на выросшие цены увеличением объема предложения, и, располагая в данный момент шестью тоннами томатов, они не смогут продать ни на один килограмм больше. Предложение в краткосрочном периоде окажется совершенно неэластичным по цене. Эту ситуацию можно проиллюстрировать с помощью графика (см. рис. 4-6).

Рисунок показывает, что как бы ни изменялась цена, объем предложения остается постоянным. Поэтому он представляет собой линию, которая проходит перпендикулярно оси абсцисс.

Теперь предположим, что уже на следующий день продавцы смогут хотя и незначительно, но отреагировать на возросший спрос. Например, позвонят на агрокомбинат и попросят привлечь дополнительных людей к уборке урожая, с тем, чтобы как можно скорее привезти на рынок еще 9 тонн томатов. Эти новые условия поставки товара на рынок можно представить в виде графика (см. рис. 4-7).

В среднесрочном периоде кривая предложения имеет некоторый наклон, что отражает известную реакцию объема предложения на изменение цены. Теперь повышение цены от Р1] до Р2 привело к тому, что Q2 > Q1, но степень увеличения объема предложения меньше степени роста цены: отрезок Q2Q1 меньше отрезка P1P2 — предложение все еще неэластично.

Теперь допустим, что у производителей и поставщиков товара есть уверенность, что спрос и в будущем останется высоким и будет расти. Но теперь они имеют возможность в течение года приспособиться к новому объему спроса и изменению цен. Например, производители томатов увеличат на будущий год площади земель, занятых под посадку томатов, используют более урожайные их сорта и т.д. Это найдет отражение в новом положении кривой предложения (см. рис. 4-8).

Рисунок демонстрирует кривую эластичного предложения, т. е. степень изменения объема предложения в долгосрочном периоде выше, чем величины цены: отрезок Q2Q1 больше отрезка Р1Р2

Приведенные примеры показали, что эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени.

С учетом значения временного фактора при анализе степени ценовой эластичности предложения можно выделить и еще ряд факторов, объясняющих различную степень эластичности предложения в том или ином случае.

1. Наличие или отсутствие резервов производства. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочих работает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточно быстро отреагировать на повышение цен на производимую им продукцию. В краткосрочном периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если же неиспользуемые мощности и трудовые ресурсы отсутствуют, то понадобится много времени для того, чтобы построить новые или расширить действующие участки производства, оснастить их дополнительным оборудованием, подготовить дополнительную рабочую силу. В этом случае предложение в краткосрочном периоде будет неэластичным.

2. На степень эластичности предложения большое влияние оказывают характер и тип производимого товара или услуги. Например, возможность значительного увеличения предложения натурального каучука связана с длительным периодом выращивания каучуконосных деревьев, поэтому предложение каучука не может быть эластичным на протяжении довольно долгого периода времени. Та же особенность характерна и при возрастании объема спроса и цены на услуги архитекторов в условиях строительного бума. Для подготовки хорошего специалиста в этой области понадобится несколько лет, в течение которых предложение данной услуги будет неэластично относительно цены.

В то же время предложение товаров, объем производства которых может быть увеличен на уже существующих мощностях при сокращении производства на них менее выгодных изделий, будет эластично. Например, на имеющихся полиграфических мощностях можно быстро наладить производство красочной обертки или упаковки для многих товаров, что повысит конкурентоспособность упакованных в них товаров. Л Но это может произойти в ущерб производству, например, |школьных учебников, для оплаты производства которых у «государства может недоставать нужного количества средств. «Предложение упаковки будет эластично.

1. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеет возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этом случае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Если же цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительно сокращена за счет увеличения запасов готовой продукции. Но в этом случае необходимо, чтобы это позволил характер продукции (например, хранение хлеба недопустимо, так как он зачерствеет). Кроме того, издержки хранения готовой продукции должны быть сравнительно невелики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: