double arrow

Современная фирма. В основе изучения поведения потребителя лежит теория предельной полезности, а действие закона обратной зависимости спроса от цены объясняется убывающей

Резюме

В основе изучения поведения потребителя лежит теория предельной полезности, а действие закона обратной зависимости спроса от цены объясняется убывающей предельно] полезностью благ.

Потребительское поведение рассматривается с позиции количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского) подходов.

Согласно количественному подходу, теория исходит и того, что потребитель соизмеряет полезности различных благ, он стремится приобрести на ограниченный денежный доход такой набор благ, который позволил бы ему максимизировать удовлетворение потребностей, и при этом соблюдает правило максимизации полезности, когда предельные полезности приобретаемых товаров и услуг в расчете на рубль потребителя оказываются одинаковыми. Порядковый подход, предполагает не количественное соизмерение полезностей, лишь их ранжирование. Предпочтения потребителя характеризуются кривыми безразличия, а его возможности — бюджетными линиями.

Наклон кривых безразличия отражает предельную норм замещения двух благ, являющуюся выражением предельной полезности. Стремясь к максимальному удовлетворению потребностей, потребитель оказывается в положении равновесия, при котором предельная норма замещения благ равна обратному соотношению цен на них.

Изменения в уровне дохода потребителя, а также относительных ценах товаров и услуг приводят к изменению его равновесного положения. При изменении цены товара потребитель, стремясь максимизировать полезность, изменяет объем предъявляемого спроса на него. Поэтому в основе кривой спроса лежит поведение рационального потребителя.

На основе кривых индивидуального спроса строится кривая рыночного спроса, которая вместе с кривой рыночного предложения лежит в основе определения уровня равновесной цены товара или услуги.

? Контрольные вопросы и задания

1. Является ли полезность объективным свойством того или иного блага?

2. В чем заключается связь закона убывающей предельной полезности с законом обратной зависимости спроса от цены?

3. Какую информацию несут кривые безразличия? Почему они являются выпуклыми по отношению к началу системы координат? В каких случаях они принимают иную форму?

4. Какую информацию несет бюджетная линия? Почему она имеет форму прямой линии с отрицательным наклоном? Что показывает точка пересечения бюджетной линии с осью координат?

5. Как изменится положение бюджетной линии, если изменится цена товара, количество которого откладывается на вертикальной оси?

6. Почему точка касания бюджетной линии и кривой безразличия соответствует положению потребительского равновесия? Почему точка, в которой кривая безразличия пересекает бюджетную линию, не может являться точкой оптимального выбора?

7. Составьте таблицу индивидуального и рыночного спроса на основе выбранных вами гипотетических цифр и постройте кривую рыночного спроса.

Глава 6. Фирма. Производство и издержки

6.1 Современная фирма

6.2 Продукт фирмы

6.3 Бухгалтерские и экономические издержки

6.4 Как изменяются издержки фирмы

6.5 Какой размер фирмы считать оптимальным

Прочитав эту главу, вы узнаете:

+ что представляет собой современная фирма;

+ чем отличаются друг от друга предприятия, имеющие разную организационно-правовую форму;

+ что представляет собой общий, средний и предельный продукт фирмы;

+ в чем состоит закон убывающей предельной эффективности;

+ что включается в бухгалтерские и экономические издержки;

+ что представляют собой бухгалтерская и экономическая прибыли;

+ какая взаимосвязь существует между уровнем издержек и объемом выпускаемого фирмой продукта;

+ что понимается под эффектом масштаба производства;

+ почему в экономике, наряду с крупными, имеется большое число мелких фирм.

В главе 2 указывалось, что субъектами рынка являются домашние хозяйства и фирмы. Если домашние хозяйства выступают в качестве потребительских ячеек экономики, то фирмы являются производственными ячейками. Мы рассмотрели поведение потребителей и установили, что в основе предъявляемого ими рыночного спроса лежит теория предельной полезности. Между тем уровень рыночных цен складывается под воздействием не только спроса, но и предложения. В этой и последующей главах речь пойдет о факторах, под влиянием которых складывается рыночное предложение. Мы рассмотрим, каким образом фирмы решают вопрос об объемах предлагаемых на рынке товаров и услуг.

Металлургический комбинат, швейная фабрика, ресторан, строительное управление, супермаркет, банк, видеотека, проектный институт... Все это разные предприятия. Они отличаются друг от друга по профилю работы, размерам, характеру продукции, структуре управления, организационно- правовой форме. Но все они объединяются нами общим понятием «фирма». Что же общего между ними? Что скрывается за этим понятием?

ФИРМА— это коммерческая организация, осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли.

Рассмотрим это определение подробнее.

Во-первых, фирма — это место, где в результате взаимодействия производственных факторов создаются и реализуются продукция и услуги. Общую модель функционирования фирмы как комбинации производственных факторов можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 6-1).


Фирма – организация

Фирма, во-вторых, не просто комбинация производственных факторов. Это в то же время организация — группа людей, работа которых сознательно координируется в определенных целях, это производственный коллектив. В нем сотрудничают, взаимодействуют собственники и наемные работники: рабочие и служащие, управляющие (менеджеры) и исполнители. У этих групп появляются общие цели, и в то же время каждая из них имеет свои собственные интересы. Эти интересы не всегда совпадают, что может вызвать противоречия между этими группами.

Вовремя разрешить эти противоречия и не допустить их перерастания в конфликты — важная задача руководителей фирмы. В то же время фирма как организация вступает как единое целое в многообразные отношения с внешней средой — с поставщиками и потребителями (покупателями) продукции, с партнерами и конкурентами, государственными органами, общественными организациями, а иногда и с политическими партиями.

В-третьих, фирма — коммерческая организация. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В дальнейшем мы убедимся в том, что получение максимума прибыли — основная, но не единственная цель фирмы. В определенных обстоятельствах такой целью может быть выживание, расширение рынка сбыта продукции, техническое перевооружение и т. п.

Наряду с коммерческими, существуют также некоммерческие организации, для которых получение прибыли не является основной целью. Их прибыль не может распределяться между участниками. Такими организациями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные фонды.

Для того чтобы фирма была официально признана самостоятельной коммерческой организацией, она должна получить соответствующее своему положению «звание». Такой правовой статус придает фирме ранг юридического лица. Этим предприятие отличается от отдельных граждан, которых законодательство именует физическими лицами.

ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Итак, первый и основной признак фирмы как юридического лица — наличие у нее обособленного имущества.

Это значит, что имущество предприятия отделено от имущества других фирм, организаций, граждан, государства и т. п. Но это обособление может быть разным. Гражданский кодекс России допускает три формы обособления имущества:

1. Фирма—собственник имущества. Она управляет и распоряжается им, имеет право продавать его, отдавать в залог или сдавать в аренду и т. д. Собственниками своего имущества являются все негосударственные предприятия.

2. Фирма имеет имущество в хозяйственном ведении. Она владеет, пользуется и распоряжается им, но не является его собственником. Собственник (например, федеральное правительство или городская администрация) контролирует его использование и сохранность, а также имеет право на получение части прибыли. Фирма не имеет права без согласия собственника продавать, передавать в залог или аренду недвижимую часть находящегося в его ведении имущества (землю, здания, сооружения). Имущество такого предприятия является неделимым. Его нельзя распределять между работниками фирмы.

3. Имущество находится в оперативном управлении фирмы. Это относится к так называемым государственным «казенным» предприятиям (см. 6.2). Они также не являются собственниками закрепленного за ними имущества. На них распространяются все названные выше ограничения и запреты. Более того, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: