Возникновение рыночных отношений между производителями (журналистами и информацией) и её потребителей.
Потребитель информации, покупая СМИ, получает сведения, знания и оценки Ю помогающие ему ориентироваться в современном мире.
Производитель информации журналист также удовлетворяет свои потребности (зарабатывает деньги).
Информационный рынок сложная многоаспектное многостороннее пространство. Обычно теоретики делят его на две части:
1) Ресурсный рынок охватывает всё, что необходимо для производства журналистской информации (все СМИ: телевидение, радио, печатные СМИ). К этим ресурсам относятся финансы, рабочая сила, материалы и различные виды информации – журналистской, рекламной, статистической, научной. Каждой из этих ресурсов продаётся на соответствующем рынке – финансовом, рынке труда и т.д. Редакции и компании выходят на эти рынки как покупатели. Необходимые им товары они приобретают у финансовых организаций и промышленных предприятий, а журналистскую информацию у информационных агентств и других компаний.
|
|
2) Вторая часть информационного рынка – пространство, где продукция СМИ превращается в товар. Всё, что представлено в нём, в момент выхода новой журналистской информации является средой, которая способствует или мешает продаже или покупки нового информационного товара. К этой среде относятся другие периодические издания, печатные и электронные, уже находящиеся на информационном рынке.
Информационные агентства имеют свою печатную продукцию (возможно только рекламную).
Рынок распространителей (союз.печать, почта, магазины).
2 типа распространения:
1) Подписка
2) Прямая продажа
Можно выкупить полосы, часть тиража у каких-либо изданий. Часть тиража (самораспространение).
Один из способов СМИ – кино.
Рынок покупателей.
1) По полу
2) По возрасту
3) По национальности
4) По интересам
5) По проф. и соц. Статусу
Аспекты, сегменты – взаимосвязаны и взаимообусловлены. При отсутствии хотя бы одного ресурса или одного элемента, производство журналистской информации, выпуск периодического издания и его продажа становится крайне затруднительным, а то и просто невозможным. А от некоторых ресурсов прямо зависит существование периодического издания (главное денежный ресурс!).
СМИ взаимодействуют, влияют друг на друга и непрерывно конкурируют (кружок 2).
Типология современной печатной прессы:
1) Качественная, так называемая пресса мнений для интеллектуальной части общества
2) Массовая – обслуживает основное население страны
- Государственная – финансируется из казны
- Коммерческая – самостоятельно добывает деньги на своё существование
|
|
3) Официозная – выражает мнение государства
Независимая – выражает мнения своего издательства или собственника (НТВ, ЭХО Москвы)
4) Правящая – ведёт агитацию и пропаганду политической системы
- критикующая – критика существующего режима и выдвижение собственных альтернативных проектов
5) политизированная – сосредоточена на отражении политической борьбы
- детализированная – содержание издания не затрагивают политических вопросов
6) национальная – создаётся в пределах республики
- транснациональная – выходит за границу ближнего и дальнего зарубежья