Конечные товары и услуги

Что такое валовой внутренний продукт Как измерить выпуск продукции различных фабрик

Определить объем продукции отдельного предприятия или отрасли сравнительно нетрудно. Например, выпуск продукции нефтяной промышленности или черной металлургии можно выразить тоннами добытой нефти или выплавленного металла; электроэнергетики — киловатт-часами выработанной электроэнергии и т.д. Несколько сложнее обстоит дело с исчислением объема продукции такой отрасли, как швейная промышленность. Выпуск продукции швейной фабрики нельзя считать в штуках, так как хлопчатобумажные рубашки и шерстяные костюмы далеко не равноценны. Фабрика, которая изготовила 10 тыс. костюмов, создала значительно больший; продукт, чем фабрика, которая сшила 10 тыс. рубашек.

Каким образом можно соизмерить объемы продукции этих двух фабрик? Эту задачу помогает решить рынок. Мы видели, что на рынке полезности различных товаров и услуг соизмеряются при помощи рыночных цен. Следовательно, если цена рубашки 1 тыс. р., а костюма — 10 тыс. р., то продукцию одной фабрики можно представить как сумму 10 тыс. рубашек ¯ 1 тыс. р. = 10 млн р., а продукцию другой фабрики — как сумму 10 тыс. костюмов ¯ 10 тыс. р. = 100 млн р. Этот несложный расчет показан на рис. 10-1; он говорит о том, что продукция двух фабрик составляет 110 млн р. (10 млн р. + 100 млн р. = 110 млн р). Прием, при помощи которого нам удалось соизмерить выпуски продукции двух фабрик, дает возможность суммировать продукцию этих фабрик. Этот прием может быть использован, и для того, чтобы суммировать выпуски продукции не только швейной промышленности, но и пищевой, машиностроения, сельского хозяйства и т.д. Выразив мясо, зерно, нефть, машины, услуги парикмахеров и множество других товаров и услуг в рыночных ценах, мы можем получить объем продукции, которая производится всеми отраслями любой страны. Этот прием иллюстрирует рисунок 10-2 (все цены в этих двух примерах — условные).

Теперь необходимо принять во внимание одно важное обстоятельство. Дело в том, что итоговым результатом производства товаров и услуг в масштабе всей экономики являются не все созданные товары и услуги. Итоговый результат функционирования всей национальной экономики должен быть представлен в виде суммы цен только конечных товаров и услуг.

Для того чтобы выяснить, что следует понимать под конечными товарами и услугами, вернемся к примеру с рубашками и костюмами.

Каждый из нас прекрасно знает: чтобы сшить рубашку и костюм, требуется ткань, которая изготовляется из пряжи. В свою очередь, крестьяне должны вырастить и собрать хлопок и лен, настричь шерсть, чтобы снабдить прядильные фабрики всеми этими видами сельскохозяйственного сырья. В то же время швейные фабрики поставляют свою продукцию торговым фирмам, которые продают эту одежду покупателям. Для всех без исключения людей непосредственный практический результат функционирования экономики представлен именно тем, что они смогут купить в магазинах на свои доходы.

Таким образом, одежда, которую покупатели приобретают в магазинах, является конечным товаром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: