Кабинет географии как учебно-методический комплекс

Географический кабинет в сочетании с географической площадкой и экологической тропой образует учебно-методический комплекс по географии. Рассматривая кабинет географии как отдельный учебно-методический комплекс в его составе можно выделить следующие содержательные области или структурные компоненты: рабочее место учителя, рабочие места учащихся, зона размещения и хранения учебного оборудования, рабочая зона учебной деятельности учителя, экспозиционная зона. Рассмотрим содержание и варианты их оформления.

Рабочее место учителя в современных кабинетах обычно представлено его рабочим столом без дополнительных приспособлений. Это затрудняет учителю демонстрировать на уроках модели и макеты географических объектов, динамические


модели, проводить опыты предусмотренные содержанием учебной программы. Для этой цели рабочее место учителя должно быть представлено специализированным столом, состоящим из двух секций: рабочего стола учителя и демонстрационного. За своим рабочим столом учитель работает с классным журналом, тетрадями учеников, с другой классной документацией и предметами необходимыми на уроке географии. Демонстрационная секция стола обычно на 150-200 мм. выше плоскости рабочей секции стола и предназначена для демонстрации объемных наглядных пособий, динамических моделей и натуральных объектов. В свое время на поверхности демонстрационного стола размещали пульт дистанционного управления кинопроектором, зашториванием окон, опусканием и подъемом экрана и др. В настоящее время необходимость в таком пульте управления отпала. В рабочую зону учебной деятельности учителя входят:

- классная грифельная доска, под которой обычно размещаются специальные
ящики для хранения подклеенных на твердую основу картин и таблиц;

- магнитная доска с магнитными держателями для демонстрации
изобразительных наглядных пособий;

- приспособления для демонстрации географических карт, картин, таблиц,
графической наглядности;

- технические средства обучения: телевизор совмещенный с
видеомагнитофоном, компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, экран и др.

Картины и таблицы должны быть систематизированы и пронумерованы в соответствии с темами учебных программ курса, и их классификационные списки размещены на внутренних дверцах ящиков. Для демонстрации таких изобразительных наглядных пособий обычно используется магнитная доска с магнитными держателями или роликовые зажимы, закрепленные на классной доске.

Определенную сложность вызывает демонстрация на уроке географических карт. Как правило, они крепятся на магнитной доске, что не совсем удобно для работы учителя: исключается возможность дальнейшего использования магнитной доски, полностью развернуть карту большого размера, непрочное закрепление карты. Еще больше возникает неудобств, когда карта крепится с помощью роликовых зажимов на грифельной доске. При таком варианте карта занимает всю плоскость классной доски, что исключает возможность делать учителю необходимые на ней записи.

Наиболее простым и удобным является проверенный нами на практике следующий способ. Перед классной доской с помощью двух кронштейнов вдоль всей стены закрепляются два или три ряда туго натянутой лески. Географические карты, набитые на рейки в верхней части имеют по два удаленных друг от друга крючка с помощью которых они и крепятся на леске того или иного ряда. Такая конструкция позволяет быстро подготовить к уроку не одну, а несколько карт и выдвигать для работы на передний план необходимую в данный момент урока географическую карту. Для записей на классной доске или при пользовании магнитной доской карты сдвигаются в стороны, свободно скользя крючками по туго натянутым лескам.

Рабочие места учащихся в кабинете географии – это двухместные столы со стульями на металлической основе. При расстановке столов в кабинете, необходимо исходить из требований санитарных норм и правил:

- столы и стулья лучше всего ставить в три ряда на расстоянии от классной доски не менее 2-х м.;

- проходы между рядами, боковыми стенами и окнами были бы не менее 0, 6 м.


Рабочая поверхность столов должна быть достаточной для размещения учебников, географических атласов, рабочих тетрадей и основных принадлежностей для выполнения учащимися практических и самостоятельных работ.

Зона размещения и хранения учебного оборудования. Основное учебное оборудование размещается и хранится в отдельном помещении (лаборантской), или в секционных шкафах со встроенным в них картохранилищем. При отсутствии лаборантской секционные шкафы размещаются вдоль одной из стенок кабинета. Основным условием размещения учебного оборудования является его систематизация по разделам и темам каждого учебного курса, постоянное место хранения и присвоение каждому предмету системного порядкового номера. Опись или картотека учебного оборудования с присвоенными номерами должна быть в каждом шкафу секции, что дает возможность без значительных затрат времени подготовить к уроку необходимое оборудование. Кроме картотеки учебного оборудования в географическом кабинете, как правило, должна быть картотека планов-конспектов уроков географии, планов проведения практических занятий с необходимыми инструктивными карточками, картотека письменных проверочных работ (тестов, географических диктантов, карточек с контрольными заданиями и др.). При возможности такие картотеки разрабатываются в электронном варианте и хранятся на соответствующем файле компьютера.

Экспозиционная зона кабинета географии является составной частью оборудования по географии и представлена сменными или постоянно экспонируемыми материалами, используемыми на уроках географии. В кабинете географии в зависимости от назначения могут быть представлены следующие виды экспозиций:

1. История географических открытий. Это могут быть портреты выдающихся ученых и путешественников, маршруты великих морских экспедиций, стенды, рассказывающие о становлении отечественной географии и исследовании территории современной республики Беларусь.

2. Физико-географическая экспозиция. Основное содержание такой экспозиции может быть представлено информационными стендами, отражающими наиболее общие и значимые разделы учебных курсов географии (природные зоны Земли, форма и размеры Земли, геохронологическая таблица и др.).

3. Краеведческая экспозиция раскрывает особенности природы и социально-экономического развития своего района, населенного пункта, акцентирует внимание учащихся на местные экологические проблемы.

4. Экспозиция занимательной географии может содержать географические
шарады, кроссворды, ребусы, викторины, интересные факты и другой занимательный
материал по географии.

При этом необходимо подчеркнуть, что учитель сам решает, какой экспозиционный материал размещать в кабинете географии. Однако такие стенды как «интересно знать», «по странам и континентам», «к уроку географии», «календарь географических событий» оформляются почти в каждом кабинете географии.

Во многих кабинетах оформляются выставки литературы для внеклассного чтения, коллекции минералов и горных пород, полезных ископаемых, морских раковин, и др. При этом желательно, чтобы выставки литературы оформлялись в формате содержания изучаемого раздела или темы учебной программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: