Информация фирмы

Существуют различные подходы классификации информации накапливаемой и циркулирующей на фирме. С одной стороны ее можно разделить на два больших блока:

- технологическую информацию, характеризующую научно-техническую сторону производства, «ноу-хау», часть которой представляет предмет пристального внимания конкурентов и промышленных шпионов;

- деловую информацию, связанную с управленческой, финансовой, маркетинговой и т.п. деятельностью, позволяющей успешно вести дела и заключать взаимовыгодные сделки.

Каждый из этих блоков в свою очередь разделим на две группы:

информацию, характеризующую внутреннее состояние фирмы как относительно самостоятельной, целостной системы. Конфиденциальную ее часть фирма защищает как свою коммерческую тайну. И информацию, характеризующую внешнее окружение, внешнюю среду. К этому виду относиться информация о состоянии рынка, о конкурентах, законодательных актах и другая информация.

С другой стороны информация, необходимая для принятия решении и потребляемая фирмой, может быть разделена на три группы:

- информация для стратегических решений;

- информация для тактических решений:

- информация для оперативных решений.

Для получения надлежащей информации необходимо выбрать базы для наблюдения, которые предопределяются насущными потребностями, те в свою очередь предопределяются поставленными целями. В этом заключается принцип "3В" (buts-besoms-bases) цели — потребности — базы.

Остановимся на информации для выбора стратегических решений. Стратегические решения прямо влияют на судьбу предприятия, на его развитие и жизнеспособность. Окружающий мир постоянно изменяется. Скорость перемен постоянно увеличивается. Поэтому число стратегических решений постоянно растет, их последствия все сложнее и сложнее прогнозировать, а цена ошибки постоянно повышается. Этим и определяется значение стратегической информации. Она является сырьем для выработки любого решения.

Поэтому подготовка информации для принятия любого решения должна начинаться с определения целей, которые предопределяют потребности в информации, а затем и'базы для наблюдения. Начинать работу с определения баз для наблюдения — значит совершать роковую ошибку.

Стратегические цели (строительство новых предприятий, внедрение новой технологии, запуск в производство новой продукции) оказывают кардинальные изменения на функционирование фирмы. Эти цели предопределяют все последующие действия.

Стратегические потребности. Они включают в себя все, что может оказать долгосрочное влияние на деятельность предприятия. Кроме того, в большинстве случаев предприятие в своей области обычно является не единственным. И поэтому его позиции могут быть поставлены под сомнение ее действующими или потенциальными конкурентами. Кроме того, необходимо учитывать непредвиденные случайности. Очень часто события, имеющие очень большое значение для судьбы предприятия, происходят за пределами ее непосредственной области деятельности и влияния. Обследование 22 предприятий из 7 различных отраслей показало, что более половины всех технологических новинок, создаваемых этими предприятиями, появилось за пределами их традиционной области деятельности - шариковая ручка, фотокопирование, кварцевые часы.

Стратегические базы. На основании выявленных потребностей следует составить картотеку направлений для наблюдения. Примером могут служить следующие направления:

1. Тенденции по странам

2. Технологический процесс:

- сырье;

- производственные технологии;

- окружающая среда.

3. Действующие лица:

- конкуренты (действительные и потенциальные);

- союзники и партнеры;

- кадры.

4. Диверсификация

Для облегчения этой работы представляется рациональным разделить сферу действий на 3 области:

- непосредственная сфера действий включает в себя все то, что находиться в прямой связи с деятельностью фирмы - от поставщиков до потребителей, включая конкурентов и вопросы технологии;

- сфера влияния включает в себя все, что может оказывать влияние на действия, осуществляемые в рамках предыдущей сферы;

- сфера интересов включает в себя области деятельности, которыми фирма ^црка не занимается, но может заняться в будущем, а также те сферы деятельности, которые могут вторгнуться в основную сферу деятельности фирмы.

Польза от такого деления заключается в том, что оно вынуждает обратить свое внимание за пределы обычной сферы действий. Чем больше поставленные цели удалены во времени, тем шире должно быть поле зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: