Генетический метод обучения (показ логики возникновения понятия в науке или практической деятельности человека).
Построение структурно-логических схем изучаемого материала.
Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение и др.).
Интроактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное обучение, программированное обучение, компьютерное обучение).
Экстроактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение).
Применение методических приемов технологии критического мышления при формировании понятий
Урок технологии критического мышления отличается структурой. Рассмотрим это в виде таблицы, отражающей базовую модель урока данной технологии и методические приемы.
Структура урока | Методические приемы, используемые для формирования понятий |
1-й этап урока Вызов | 1. Ключевые слова |
2. Прием верно или не верно утверждение (до чтения) | |
3. Создание кластер | |
4. Прогнозирование | |
5. Перепутанные логические цепочки | |
2-й этап урока Содержание | 1. Денотатный граф |
2. Сводная таблица | |
3-й этап урока Размышление | 1. Эссе |
2. Презентация графических форм | |
3. Ключевые слова (подтверждение или опровержение выдвинутых на этапе вызов) | |
4. Верно или не верно утверждение (после чтения) | |
5. Расширение кластер (реконструкция) | |
6. Синквейн | |
7. Образ результата |
Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, использование технологий ЛОО, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.
|
|
При достижении поставленной цели возникли трудности в размножении составленных карточек-заданий, это занимает много времени при подготовке к уроку. А так же, особенно на первых уроках, при анализе терминов и проблемно-поисковом изучении терминов, как у учащихся, так и у учителя уходит много времени. Тем не менее, дальнейшее умение учащихся рассуждать, мыслить, анализировать на уроке, оправдывает первоначальную трату времени.
Считаю, что надо учить учащихся размышлять, анализировать, а эти умения хорошо формируются при проблемном, исследовательском изучении понятий и научных терминов
2. Использование обыденных аналогий как способов включения в содержание субъектного опыта учащихся.
3. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах.
9. Метод целесообразных задач. Эвристическим называется метод, при котором педагог вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит учащихся к «первооткрытию» теорем, их доказательств, к самостоятельному формулированию определений, к составлению задач.