КОНКУРЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ РЫНКА
Конкуренция является важным элементом рыночной экономики и служит ее регулятором.
Свободный рынок должен исключать господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию принято называть совершенной, но фактически она нигде не происходит.
На современном рынке большая роль принадлежит монополиям, которые могут устанавливать на товары высокие монопольные цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной цены.
На первый взгляд конкуренция имеет негативные последствия, т.к. каждый продавец преследует цель - дороже и больше реализовать свой товар. Но так как на рынке существует большое число производителей между ними начинается конкуренция (борьба за покупателя). Частные интересы одних продавцов приходят в столкновение с такими же интересами других продавцов. В результате они вынуждены силой обстоятельств согласиться на установление средней или как писал А. Смит «естественной цены». Эту роль конкуренции Смит сравнивал с действием «невидимой руки» по регулированию рыночных цен.
|
|
либо воли, желания или намерения. Когда спрос на товары превышает предложение, цена на них возрастает. Напротив, если предложение превышает спрос, то цена на них падает. В качестве регулирующего механизма здесь выступает конкуренция.
Говоря о достоинствах конкуренции, не следует забывать о ее
негативных сторонах. /
1) конкуренция иногда приводит к диспропорции между спросом и
потреблением, замедлению технического прогресса (фирмы охраняют
секреты производства);
2) она создана для управления экономикой, а не для решения всех
общественных проблем;
3) в условиях существования монополий конкуренция не может быть
свободной, что отрицательно сказывается на механизме формирования
рыночных цен;
Вывод: чем совершеннее реальный рынок и чем свободнее в нем происходит конкуренция, тем ближе он подходит к идеальному рынку. Наоборот, чем несовершеннее рынок, тем больше он отстоит от идеального рынка.
Вопрос: так ли идеально действует рыночный механизм? Конечно, нет. У рынка есть свои преимущества и свои недостатки.
Преимущества рынка.эффективное распределение ресурсов - он направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
1) гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям;
2) оптимальное использование результатов НТП;
3) свобода выбора в действиях потребителей и предпринимателей;
5) способность к удовлетворению разнообразных потребностей,
повышению качества товаров и услуг.
Негативные стороны.
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
|
|
1) не защищает окружающую среду;
2) не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного
пользования (дороги, образование, здравоохранение);
3) не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает
перераспределение дохода, т.е. воспроизводит существенное
неравенство);
4) не обеспечивает фундаментальность исследований в науке;
5) ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а
на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Хотя рынок
обеспечивает высокую степень свободы участникам хозяйственной
деятельности, но слабым и беззащитным он может дать не больше,
чем свободу умереть с голоду - Блонквист, Воннакотт.
6) подвержен нестабильному развитию с инфляционными процессами.
Решение этих задач берет на себя государство. Кроме того, рынок способствует угасанию конкуренции. Два источника ее ослабления: 1) конкуренция ведет к слиянию фирм, «тайному сговору» компаний; 2) технический прогресс - упадок конкуренции. Новая технология требует больших средств, богатых источников сырья.
Вывод: по мере ослабления конкуренции, ослабевает и рыночная система в качестве эффективного распределения ресурсов, концентрации экономической власти.