Вступление. Дисциплина:модуль 1. Основы психологии

Время: 2ч.

Дисциплина:Модуль 1. Основы психологии.

Тема 8. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности.

ЛЕКЦИЯ №5

План занятия: занятие по овладеванию студентами новых знаний

по основам психологии.

Форма работы: групповая.

Цель:

· Сформировать знания об основных понятиях: эмоции, чувства, воля, эмоционально-волевая сфера.

· Проанализировать их физиологическую основу.

· Усвоить их основные характеристики, свойства, виды.

· Определить значение позновательных процессов в деятельности врача.

Задача: ознакомить и сформировать знания о таких

психических процессах как эмоции, чувства, воля,

эмоционально-волевая сфера.

Учебные вопросы:

1. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства».Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Высшие чувства человека. Теории эмоций Джемса—Ланге и теории эмоций У. Кэннона. Физиологические основы эмоций. Роль эмоций в регуляции поведения. Эмоциональное состояние пациента в процессе лечения.

2. Характеристика воли как процесса сознательного регулирования поведения. Взаимосвязь воли и сознания. Теории воли. Физиологическая основа воли. Нарушения воли. Содержание структурных компонентов волевых действий. Волевое усилие и решительность. Роль сознательной дисциплины в формировании воли. Волевые качества врача и их значение в профессиональной деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». (О неосознаваемых формах высш. нервной деятельности). — М.: Медицина, 1968.

2. ВеккерЛ.М. Психические процессы: В 3-х т. — Т. 1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М: Педагогика, 1982.

4. Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. — Ташкент, 1985.

5. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.

6. ИзардК. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

7. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.

8. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. — М: Изд. АН СССР, 1952.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

10. Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / Отв. ред. В. С. Русинов. — М.: Наука, 1987.

11. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М: Наука, 1981.

12. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.:Вып. 6. - М.: Прогресс, 1978.

13. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. — 1967. —№4.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: