Особенности взаимодействия педагогов и воспитанников

«Творческое отношение должно проявляться

прежде всего не в сфере создания предметов,

вещей, а в сфере человеческих отношений, то

есть в способности строить их согласно

высшим гуманистическим идеалам».

К.А. Альбуханова- Славская.

Понятие взаимодействие в самом общем значении отражает универсальную общую форму движения, влияния объектов друг на друга.

Для человека характерно стремление к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения, с этим пониманием связана и потребность человека в общении, образовании, собственном развитии.

Понятие «педагогическое взаимодействие» отражает только одну из характеристик более широкого философского понимания категории «взаимодействие» в педагогическом процессе.

Под взаимодействием в общем значении подразумевается процесс взаимовлияния как объектов (педагогических ресурсов и средств) на участников образования, так и его субъектов друг на друга.

Понятие «педагогическое взаимодействие» охватывает только субъективные взаимодействия.

Следует отметить, что единого толкования понятия «взаимодействие» в психолого-педагогической литературе нет. Хотя просматривается общая тенденция к тому, что теоретическую основу взаимодействия в воспитательном процессе можно выстроить на идеях трансакционного анализа, объясняющего процессы взаимовлияния людей друг на друга.

Трансакционный анализ определяет развитие личности с помощью понятия «социальный обмен». Корни этого направления в психоаналитической теории Эрика Берна и его последователя 60-х гг. Томаса Харриса, которые сосредоточили свое внимание на вопросах анализа взаимного влияния. Согласно теории трансакционного анализа, личность каждого человека определяется факторами, которые можно назвать состоянием «я». Личность может ощущать себя, оценивать действительность и строить свои действия в состоянии «ребенка», «взрослого» и «родителя». «Ребенок» – это спонтанность и творчество, «взрослый» действует последовательно и объективно, соотносит свое поведение с «логическими рассуждениями», «родитель» соответствует в поведения фрейдовскому «супер – эго» - в соответствии с нормами поведения в обществе, привычками, традициями, формируемыми в сознании ценностями. Все три начала развиваются в личности постепенно, во взаимодействии с социальной средой окружения.

Теории трансакционного анализа имеют внутри себя различные направления, но во всех общее понятие «трансакция» – обмен. Взаимодействие между людьми организуется по трем типам коммуникаций:

1. – «дополняющие трансакции», при которых коммуникации происходят как бы на одном уровне.

2. – «пересекающие трансакции», при коммуникациях состояния сторон не соответствуют друг другу.

3. – «скрытые трансакции» - информация в коммуникациях передается в скрытом виде.

Многие педагоги, сторонники этой теории, считают, что при организации взаимодействия необходимо стремиться к принятию различных ролей – «ребенок», «родитель», «взрослый» и в коммуникациях занимать достойную позицию по отношению к другим и к себе. Такая позиция имеет «метафоричную формулировку» как «я» – «хороший», «ты» – «хороший». Эта позиция здоровой личности - базовая позиция, отражающая ее успех. Часто в результате воспитания в детстве, эта позиция не характерна для многих людей, в том числе и у педагогов. Отсутствие такой позиции приводит к потере принятия позиции другого «Ты» – «хороший», вследствие чего теряется доверительное взаимодействие.

На основании теории трансакционного анализа большинство современных исследователей рассматривает педагогическое взаимодействие как целенаправленный обмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, ценностями, различными позициями.

Этот обмен носит субъектно-субъектный характер и предполагает взаимную активность (S S).

Взаимодействие педагогов и воспитанников в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями, между учителями и администрацией, между учителями и родителями. Все системы взаимосвязаны, взаимно влияют друг на друга, хотя каждая из них имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Но направляющую роль выполняет взаимодействие педагогов и воспитанников.

Стиль взаимодействия между ними проецируется на все другие системы взаимодействия в школьном коллективе.

Взаимодействие педагогов и воспитанников можно рассматривать как особый тип взаимосвязей и отношений в школе; как источник развития педагогов и детей, роста творчества и активности; как механизм развития школьного коллектива; как способ осуществления преемственности в коллективе, воспитательном процессе.

Приоритетной целью взаимодействия воспитателей и воспитанников является личностное взаимообогащение, развитие нравственных отношений, воспитательных возможностей коллектива.

В структуре взаимодействия обычно выделяют связь трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческо-волевого (Н.Н. Обозов).

Когнитивный (гностический, информационный) компонент можно определить как осознание субъектом объекта или субъектами друг друга, которое характеризуется активностью субъектов, принимающих и перерабатывающих информацию. Во взаимодействии педагогов и школьников – это процесс восприятия и понимания.

Эмоциональный компонент характеризует состояние личности, ее переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями.

Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, речь, то есть то, что люди могут наблюдать друг в друге.

Основными проявлениями названных компонентов взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимо- действия, взаимовлияние.

Взаимопознание предполагает восприятие другого человека, которое может протекать как осознанно, так и неосознанно и способствовать формированию образа партнера во взаимодействии.

Взаимопонимание людьми друг друга заключается в том, что не один, а оба субъекта взаимно могут понять друг друга, скоординировать свои поступки. Взаимопонимание между людьми характеризуется в психолого-педагогической литературе в нескольких аспектах:

- сходство субъективных суждений взаимодействующих сторон друг о друге и соответствие этих суждений их объективным особенностям;

- понимание индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях;

- совпадение, сходство или созвучие взглядов на мир и ценностных ориентаций;

- взаимная самооценка возможностей и способностей;

- принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей (Н.Н. Обозов, Б.П. Парыгин).

Существенной характеристикой взаимопонимания является его адекватность, понимаемая как точность и объективность отражения личности партнера. Адекватность взаимопонимания педагогов и воспитанников зависит от ряда факторов: времени знакомства, установки на взаимодействие, длительности и интенсивности общения, индивидуальных особенностей обеих сторон, психологической атмосферы в коллективе и группе, способов организации совместной деятельности. В качестве внутреннего механизма взаимопонимания выступает идентификация, субъективное представление о тождественности собственных свойств свойствам партнера. Это составляет основу сочувствия, соучастия, сопереживания, симпатии, согласованности.

Уровень взаимопонимания педагогов и учащихся зависит от того, какие цели их объединяют и как эти цели осознаются субъектами взаимодействия.

Взаимоотношения можно рассматривать как взаимную готовность обеих сторон к определенному типу переживаний и действий. Взаимодействие может характеризоваться официальными и неофициальными отношениями, деловыми и личными, положительными и отрицательными.

При установлении взаимоотношений педагогов и учащихся важную роль играет межличностная привлекательность.

Взаимоотношение тесным образом связаны с поведением участников взаимодействия, так как отношение человека к окружающим людям проявляется не только в эмоциях и чувствах, но и в действиях.

Взаимные действия выражаются в содействии, бездействии, противодействии поступкам и деятельности партнера.

Содействие может осуществляться в виде дублирования, подстраховки, помощи, поддержки, замены действий другого.

В школьном коллективе взаимные действия педагогов и воспитанников проявляются в совместной деятельности, которая строится на союзнических партнерских отношениях, предполагает содействие и взаимодействие.

Взаимовлияние зависит от характера взаимоотношений педагогов и воспитанников, если между ними установились положительные отношения, то они легче приходят к согласию и влияют друг на друга.

В процессе взаимоотношения В.Я. Бойко выделяет две ситуации. В первой – взаимодействующие стороны влияют друг на друга личностными качествами, то есть может происходить обмен привычками, чертами характера, ценностями, установками. Во второй ситуации партнер влияет на другого манерой своего поведения, а после того как другая личность усвоит особенности первой и привнесет свое, происходит обратное влияние.

Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для развития личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях в результате чего усиливается их влияние друг на друга.

Сочетание и развитие компонентов – характеристик определяется и регулируется интеграцией различных влияний: психологическим климатом в коллективе, видом и характером деятельности, целеполаганием, индивидуальными особенностями взаимодействующих сторон.

Такие интергативные характеристики взаимодействия педагогов и воспитанников как срабатываемость и совместимость, позволяют понять его сущность.

Срабатываемость характеризует совместную деятельность с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости.

Она выражается в оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии.

Конфликтность, субъективность, переживается партнерами, является показателем низкой сработанности людей. Отсутствие согласованности проявляется в речевом общении и поведении в целом.

Совместимость характеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия.

Взаимодействие педагогов и воспитанников – это основа успешного решения целей воспитания. О развитии взаимодействия между ними можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Наиболее эффективными для развития личности школьника является сотруднический тип взаимодействия. Он характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок, гуманными, доброжелательными и доверчивыми, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Основными признаками сотрудничества выделяют:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивационность (активное отношение к совместной деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (четкое распределение функций, обязанностей, ответственности);

- согласованность (согласие действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности);

- результативность (способность достигать результатов).

Способность к сотрудничеству отрабатывается в различных ситуациях взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и воспитанников, членов школьного коллектива, - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный анализ и оценка результатов деятельности,???? новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной; нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют общего стремления к достижению целей, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон. У воспитанников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей заботе.

Диалог является формой продуктивного взаимодействия педагога и воспитанника. Он призвал решать следующие воспитательные задачи:

- создание атмосферы «духовной общности, взаимного доверия, откровенности, доброжелательности» (В.А. Сухомлинский) в отношениях;

- глубинное познание воспитанника, понимания его внутреннего мира, личностного опыта;

- тонкое влияние на школьника, при котором воспитатель не решает что-либо за него, а как бы «сопровождает» воспитанника в его духовной деятельности, даря признание, тепло, эмоциональную поддержку;

- оказание воспитаннику помощи в саморазвитии – в осознании, понимании себя, в прояснении или становлении личностной позиции, в понимании «себя в мире» и «мира в себе».

Диалог предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу; характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов.

Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, обмен мнениями позволяет прийти к согласию.

Педагоги и воспитанники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам, напротив, умение вести диалог создает благоприятные условия для сотрудничества детей и взрослых.

В психолого-педагогической литературе известны и другие формы взаимодействия педагогов и воспитанников, такие, как опека, подавление, индифферентность (равнодушие), конфронтация, конфликт и др.

Мы выделяем лишь те формы взаимодействия педагогов и воспитанников, которые создают благоприятные условия для нравственного становления человека.

Сотрудничество и диалогическое взаимодействие педагогов и воспитанников в школьном коллективе возможно при организации их совместной деятельности, которая становится действенным фактором воспитания, если:

- сформулирована положительная установка педагогов и детей на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе;

- создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

- позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Основные понятия темы.

Взаимодействие, педагогическое взаимодействие, взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, срабатываемость, совместимость, трансакция, диалог, сотрудничество.

Вопросы для самопроверки.

1. Почему понятие «педагогическое взаимодействие» является одним из основных в педагогике?

2. Дайте краткую характеристику основных компонентов педагогического взаимодействия.

3. Что значить понять ребенка? Аргументируйте свой ответ.

4. Почему сотрудническое и диалогическое взаимодействие приводят к успешности воспитания? Каковы основные пути организации такого взаимодействия в школе?

Задания для самостоятельной работы.

1. Правила взаимодействия детей и взрослых в образовательном учреждении можно оформить в таких школьных «документах», как «Кодекс поведения», «Декларация о сотрудничестве», «Правила коллективной работы детей» и т.д. Какие правила, на ваш взгляд, должны включать эти «документы»? Разработайте понравившийся вам вариант.

2. При организации воспитательных дел (конкурсы, смотры и др.) в детских коллективах между детьми часто возникает соперничество. Как преодолеть его и ориентировать детей на сотрудничество?

3. Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы учителю для эффективной организации педагогического взаимодействия с детьми в обучении, а другой список качеств, необходимо воспитателю детского коллектива. Сравните списки. Есть ли между ними разница? Что в них общего? Почему?

4. Разработайте сценарий игрового практикума для учащихся школы на одну из тем по диалогическому общению (например, на развитие эмпатии, рефлексии).

Возможные темы рефератов и курсовых работ.

1. Сотрудничество детей и взрослых в воспитательном процессе.

2. Диалогическое взаимодействие со старшеклассниками.

3. Взаимопонимание педагога и воспитанников – основа воспитания.

4. Коммуникативная компетентность современного учителя.

5. Педагогический конфликт и пути его преодоления.

6. Воспитание коммуникативной культуры школьника.

Литература.

1. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. – Ярославль, 1991.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1992.

3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1989.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1986.

5. Кондратьева С.В. Учитель – ученик. – М., 1984

6. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989

7. Мальковская Т.Н. Учитель – ученик. – М.: Знание. – 1977.

8. Лензинский В.М., Кульничев С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М., 1995.

9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.,1991.

10. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – М., 1998.

11. Совместная деятельность /Под ред. А.П. Журавлева. – М., 1998.

12. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. – М., 1993.

13. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: