Более конкретно предмет педагогики раскрывается в педагогических категориях. Важнейшими из них являются педагогический процесс, обучение, воспитание, развитие, самовоспитание, педагогические принципы, формы и методы обучения и воспитания и т. д.
Основные свойства педагогической науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
Науку наиболее общим образом определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Принято различать объект и предмет науки.
Объект науки представляет собой область, часть действительности, которую исследует данная наука, ее познавательное поле.
Для педагогической науки таким познавательным полем, основным объектом педагогики, является человек с точки зрения его воспитания, формирования, развития, образования в ходе педагогического процесса.
Педагогика познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом единстве природного, общественного и индивидуального, личностного в нем, в его сущности, становлении, свойствах и деятельности.
|
|
Предметом науки является то конкретное в объекте, что непосредственно изучает в объекте наука, его свойства, характеристики; это то, что характеризует специфику науки. Предмет — это та сторона (стороны), которая выбрана исследователем (субъектом) для изучения в данном объекте в свете той задачи, которая поставлена.
Предметом педагогики являются сущность и педагогические закономерности педагогического процесса в целом и составляющих его процессов, а также становление и развитие личности в педагогическом процессе.
В наиболее общем виде предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей.
Современное содержание педагогического процесса включает целую систему взаимосвязанных процессов: обучение, воспитание, самовоспитание, развитие, образование, психологическая подготовка.
Объектом педагогики как практики в современном понимании выступает взаимодействие участников педагогического процесса, а ее предметом — цели, содержание и способы взаимодействия, педагогические технологии.
В целом педагогика как область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в этом процессе.
Педагогика — это наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства, формы, содержание и технологии организации и осуществления педагогического процесса (его компонентов)как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
|
|
В фундаменте педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о сущности и закономерностях воспитания, обучения, образования.
В целом педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Однако педагогическая наука, изучая социально-гуманитарную сферу, имеет свои особенности. Педагогическая наука не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая (отражение
педагогической действительности как она есть) и конструктивнотехническая (нормативная, регулятивная — отражение педагогической действительности такой, какой она должна быть).
Основными свойствами педагогической науки являются:
· социальность — педагогическая наука нацелена на решение социально значимых задач и выполнение социально обусловленных функций;
· гуманитарность — педагогическая наука по своей сути является гуманитарной, ориентированной на познание человека и его формирование и развитие как личности;
· открытость — педагогическая наука как, пожалуй, никакая другая связана со всеми областями человеческой жизнедеятельности и другими науками о человеке.
Педагогика изучает следующие основные проблемы:
· выявление и анализ сущности и закономерностей педагогического процесса, развития и формирования личности и их влияния на воспитание и обучение;
· определение целей воспитания, обучения, образования;
· разработка содержания воспитания, обучения, образования;
· исследование и разработка методов, технологий воспитания и обучения.
В педагогической науке существует несколько оснований для классификации ее задач. Одной из них является выделение постоянных и временных задач.
К постоянным задачам педагогики относятся:
· выявление закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
· изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
· анализ положительных и отрицательных тенденций в педагогическом процессе, его структуре;
· внедрение в практику современных педагогических и информационных технологий;
· разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
· прогнозирование развития педагогической теории и практики;
· внедрение результатов педагогических исследований в практику.
Постоянные задачи неисчерпаемы. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать новые, более совершенные модели обучения и воспитания, анализировать и распространять педагогический опыт и т. д.
Временные задачи педагогики диктуются потребностями практики и самой науки. В частности, это создание электронных учебников и библиотек, разработка государственных образовательных стандартов и требований, внедрение автоматизированных обучающих систем и программ, анализ типовых конфликтов в отношениях «учитель — ученик» и т. п.
Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.
Основными категориями педагогики являются воспитание, развитие, образование, обучение, самообразование, самовоспитание, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.
|
|
Воспитание имеет в педагогической науке два основных смысла.
В широком смысле под воспитанием понимается процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него определенной системы ценностей; воспитание — целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.
В узком смысле воспитание — это систематическое целенаправленное воздействие на воспитуемых (взаимодействие с ними) с целью формирования у них определенных качеств, взглядов, убеждений, желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Воспитание часто трактуется еще в более конкретном значении — как решение определенной воспитательной задачи.
Самовоспитание — осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.
Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся (обучаемых) по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. При этом деятельность обучающих называется преподаванием, а деятельность обучающихся — учением.
Обучение в определенном смысле отличается от воспитания степенью организованности — процесс обучения определен более четкими и жесткими рамками (содержательными, временными, технологическими, целевыми и т. п.), специальными средствами.
Образование — процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей; педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.
|
|
Самообразование — целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний.
Развитие — процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль. Развитие человека — освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей.
В более узком смысле развитие понимается как совершенствование интеллектуальных, физических и других качеств личности.
В последнее время в обиход педагогической науки вошли понятия «компетентность», «компетенция». Их появление связано с гуманизацией образования и необходимостью на деле подготовить выпускника учебного заведения к активному и компетентному участию в жизни, деятельности, общении. Эти термины не всегда различают. Но в целом компетентность понимается как качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной компетенцией (компетенциями), а к омпетенция — это совокупность знаний, навыков, умений, способов деятельности, способностей и готовности, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу объектов и процессов.