Технология личностно - адаптированной системы обучения

В данной технологии в центре учебного процесса оказывается личность ученика. Дети познают предметное содержание в совместной деятельности (в паре, в группе). В диалогическом общении возникают переживания (внутренние силы), направляющие деятельность. Эти переживания выражают личностный смысл событий, помогают осознать изучаемый материал, переосмыслить, освободиться от сложных представлений и выработать знания, которые становятся органичной «частью» личности. Личностно- ориентированные ситуации органично связаны с методами и приемами организации познавательной деятельности, это приёмы проблемно- поисковые, исследовательские, методы диалогического общения. Формы учебных занятий также разнообразны, наряду с обычными и нетрадиционными уроками (урок – игра, урок – театр, и т.д.) вводятся учебные занятия-поиски, занятия-исследования (уроки-мастерские), семинары, интегрированные уроки, обобщающие семинары.

Среди форм организации учебной работы преобладают парные, групповые, коллективные формы взаимодействия. На занятии-поиске индивидуальная работа чередуется с групповой. Задания учитель выполняет вместе с детьми (партнёрские отношения) и представляет на всеобщее обсуждение.

Приёмы создания личностно - ориентированных ситуаций многообразны. Каждый учитель по-своему, в меру своих возможностей создаёт эти ситуации для удовлетворения потребности ученика в самоутверждении – одной из основных потребностей личности. Используются приёмы проблемно-поисковые, коммуникативные, основанные на общении: диалоговые, имитационно-игровые, проектно-исследовательские. При этом ученик становится субъектом учебного процесса: он сам ставит цели, выбирает пути и способы выполнения данных учителем заданий, корректирует, контролирует и оценивает свой ответ при обсуждении в группе, переосмысливает изучаемый материал. Педагог развивает индивидуальность, позволяя получать знания в индивидуальном темпе.

Основная форма учебных занятий в системе адаптивного обучения – занятия-исследования, занятия-поиски, на которых разворачивается процесс познания. Построение занятия, выбор темы, основной проблемы опираются па принципы концепции личностно – деятельностного подхода в обучении: максимально активизировать внутренний мир ребёнка, мышление, опыт, найти мотив и включить в деятельность. Па занятиях-поисках возникают партнёрские отношения учителя с детьми, диалогическое общение школьников, которые самостоятельно добывают знания, вдумчиво относятся к информации, научным данным, уважают чужое мнение.

Принципы, лежащие в основе занятий-поисков:

• равенство всех участников совместной деятельности, включая учителя. Все способны к саморазвитию, самореализации, творчеству, исследованию природы;

• непринудительное привлечение к деятельности, создание внутренней мотивации;

• отсутствие балльной оценки, соревнования, соперничества; вместо них самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

• чередование индивидуальной и коллективной работы, создающей атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, повышающей уровень коммуникативной культуры;

• использование наряду с поисковыми и исследовательскими методами метода «проб и ошибок»;

• социализация как процесс и результат активного воспроизводства учеником социального опыта, осуществляемого в общении, деятельности;

выбор вида деятельности, способов решения;

• нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

• процесс познания побуждает к активной работе воображение, ведёт к переживанию и «проживанию» исследуемого.

Предполагается новый тип педагога, не подавляющего природу ребёнка, относящегося к нему как к равному себе, находящегося в постоянном поиске вместе с детьми, вдохновляющего па открытие новых знаний, понимающего, что «ребёнок это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо наполнить».

При этом необходимо, чтобы учитель сам научился исследовать, создавать ситуации, стимулирующие процесс овладения новыми знаниями. Личностно-адаптированная технология отличается от традиционной следующим:

• главная цель занятия - организация процесса познания, а знания, умения, навыки - побочный продукт деятельности. Знания, усвоенные детьми на таком уроке, прочнее потому, что познание становится ещё и инструментом саморазвития. 'Здесь важен и результат творческого поиска, и сам процесс, когда ученик и учитель вместе открывают новое знание;

• учитель лишь создаст алгоритм действий, в котором принимают участие все, в том числе и сам учитель;

• ученик сам выбирает путь и способ познания, решения задачи в соответствии со своим мировоззрением, типом мышления. Закон таких занятий: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам»;

• используются проблемные и личностные ситуации, требующие преодоления препятствий, анализа трудностей. Ученик понимает, что его знания недостаточны; он используется свой опыт; обучение приобретает для него личностный смысл;

• возникают партнёрские отношения с учителем (а не традиционное ролевое взаимодействие). Учитель вместе с детьми участвует в процессе познания;

• необходимую информацию учитель подаёт малыми дозами, когда в ней возникает необходимость, оставляя пространство для размышлений детей;

• творческая поисковая деятельность ведётся в малых группах. Результаты поиска обязательно будут представлены всему классу и все станут обладателями от крытого знания. У каждого возникает ощущение собственной значимости для других, уважение к знаниям и личности другого;

• отсутствие прямого оценивания, повышение самооценки создают спокойную рабочую атмосферу, вызывают у ребёнка желание учиться, понимание того, что учиться необходимо и что учёба не только труд, но и удовольствие.

Эффективность данной педагогической технологии проявляется прежде всего в том, что у детей возрастает интерес к учению, они становятся более самостоятельными, происходят позитивные изменения в их личностном развитии, в мотивации обучения, направленности, самоопределении, повышаются самооценка и уровень притязаний. Всё это ощутимо отражается па усвоении учебной программы – оно становится более успешным.

Технология построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности, даёт возможность развить индивидуальность ученика, создаёт условия для ею саморазвития, самовыражения, возможность себя реализовать, ведь каждый здоровый ребёнок стремится раскрыть, реализовать свой природный потенциал.

Занятия-исследования, занятия-поиски, интеграция с историей, литературой, культурологией постепенно должны стать привычными для учащихся. Только после этого могут вводиться более крупные формы личностно-адаптированного обучения такие, как проектный метод.

Современный подход к обучению требует осознания учащимися возможностей эффективного употребления языка в конкретных социально-психологических условиях коммуникации, постижения ими не столько объективно-информационного, сколько прагматического содержания учебных текстов.

По-новому, более широко и всесторонне подойти и к изучению жанра речи можно, используя нетрадиционные формы обучения.

Новые технологии позволяют значительно расширить ноле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока. Вместе с тем их применение способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Использованию новых технологий будущих филологов необходимо обучать на занятиях по методике. Делать это можно по-разному, главное, чтобы студенты ощутили эффективность и необходимость использования новых технологий обучения, т. к. суть каждой из них заключается прежде всего в социальной и личностной ориентированности.

На одном из занятий мы попытались использовать сразу несколько современных образовательных технологий, таких, как РКМЧН (развитие критического мышления через чтение и письмо), игровая и проектная технологии, интегрированное обучение. Вес они были представлены в рамках проекта «Характеристика человека». Вес названные методики могут быт ь применены в работе по совершенствованию языковой компетентности учащихся при обучении данному жанру, который изучается в 7 классе, что особенно актуально для подросткового возраста, когда ребенок особенно чуток к мнению и опенке сверстников, заинтересован в их уважении и признании. Внутри жанра характеристики выделяется самохарактеристика. что способствует формированию личности, способной к самопрезентации в обществе. Создавая характеристику и самохарактеристику, школьники учатся наблюдать, сопоставлять, анализировать, облекать материал своих наблюдений в яркую образную форму. Кроме того, работа над названным жанром воспитывает стремление глубоко разбираться в сущности человека, отказываясь от поверхностного суждения и категоричности мнений.

Определив тему проекта («Характеристика человека»), мы предложили студентам IV курса филологического факультета следующие задания:

I группа. Представить данный жанр как методику РКМЧП.

II группа. Подготовить фрагмент интегрированного урока.

III группа. Разработать проект изучения жанра характеристики.

Направляя и координируя работу студентов, знакомых с названными технологиями из спецкурса «Инновационные технологии в обучении русскому языку».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: