Иван IV в политике христианизации делал упор на «добровольное обращение в православие», остерегал от жестокого обращения с мусульманами, поэтому полтика христианизации шла медленными темпами. Со временем, в крае появился новый слой людей – «новокрещены» – люди, перешедшие в православие добровольно. Новокрещенам предоставлялись льготы и привилегии – они на 10 лет (а позднее на 3 года) освобождались от налогов, от военной службы, получали подарки, земельные пожалования. Татарские феодалы, перешедшие в православие приравнивались в правах к русскому дворянству.
Сын Ивана IV – Федор Иванович требовал использовать жесткие меры для христианизации: запрещал
– селиться рядом крещеным и мусульманам;
– строительство новых мечетей взамен разрушенных;
– мусульманам использовать труд православных;
– браки между православными и мусульманами и т.д.
Михаил Федорович обязал мусульман не использовать труд крещеных, а татарский феодал-мусульманин обязан был дать волю и простить все долги крестьянину, пожелавшему креститься. Кроме того, по его указу земли феодалов-мусульман могли наследовать лишь крещеные родственники.
|
|
Петр I подписал два указа по христианизации. Первый ограничивал феодалов-мусульман во владении крепостными (этот указ оставлял их фактически без рабочих рук, они, разорялись и переходили в состав других сословий – торговцев, ремесленников, крестьян, и, теряли все свои привилегии). Крестившиеся крестьяне, как и раньше, получали льготы – на три года освобождались от выплаты всех налогов, не призывались в войско, получали подарки. Такие крестьяне переводились в разряд государственных крестьян. Второй указ обязывал феодалов-мусульман «креститься в полгода». В случае отказа – отнимать у них «вотчины с людьми» и отдавать их крещеным родственникам.
Для усиления политики христианизации в 1740 г. по указу Анны Ивановны была основана Контора новокрещенских дел. Крестившимся предоставлялись льготы (как и ранее). Требовалось «принуждения по крещении не чинить, не угрожать», но эти требования не соблюдались, вновь построенные мечети разрушались. Елизавета в начале своего правления запрещала строить мечети, на некрещеных татар была переложена подушная подать за вновь крестившихся. В 1755 г. Елизавета отчасти изменила политику христианизации – запретила расселять православных и мусульман, а в1756 г. разрешила строить мечети.
Но наиболее кардинальные изменения в политике христианизации произошли при Екатерине II. В 1766 г. она побывала в Казани, приняла делегацию татар и выслушала их просьбы и пожелания. В результате
|
|
– по ее указу некрещеные татары освобождались от дополнительного налога;
– в 1767 г. шесть депутатов татар вошли в состав Уложенной комиссии по разработке законов Российской империи;
– в 1773 г. был принят указ о веротерпимости в России, по которому все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие, разрешалось строительство мечетей и школ при них.
– в 1789 г. в Уфе было открыто Духовное собрание мусульман – орган самоуправления мусульман России во главе с муфтием. Первым муфтием стал Мухамаджан Хусаенов. Ему выплачивалось жалование из государственной казны. Мусульманам предоставлялось право самим решать все вопросы своей религиозной жизни.