double arrow

Культура края в XVI-XVIII вв


С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Усилилось религиозное начало как главный духовный фактор сохранения самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство (поэтому во всем преобладали религиозные мотивы). Петровские реформы привнесли новые черты в татарскую культуру и общественную мысль – усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению. Получают распространение идеи просвещенного абсолютизма. Появляется тяга к овладению светскими знаниями, практическими науками (это связано с появлением у татар таких социальных групп как купечество и владельцы мануфактур).

После указа Екатерины II «о веротерпимости» повсеместно стали строить мечети, при них создавались мектебы и медресе (причем, не только мужские, но и женские). В мектебе учились дети в возрасте от 7 до 14 лет четыре года – изучали арабский язык, основы религии, письмо, счет. В медресе изучались арабский, персидский языки, мусульманское право, каллиграфию, логику, основы исламской философии, Коран и др.

С XVIII в. в крае стали создаваться русские религиозные и светские учебные заведения: в 1718 г.Цифирная школа (для обучения лашманов и детей лашманов), в 1723 г.славяно-латинская школа (обучала священнослужителей), в 1758 г. – открылась первая казанская гимназия под патронатом Московского университета (ее первым директором был М.Веревкин), в ней могли учиться не только дети дворян, но и разночинцев. В гимназии изучали помимо русского языка изучали арабский, персидский, турецкий, калмыцкий и др восточные языки. С 1769 г по инициативе Екатерины II в гимназии стал преподаваться татарский язык. По ее указу в гимназии учреждался татарский класс, его учителем был назначен Сагитт Хальфин (родоначальник целой династии преподавателей-ученых – Хальфиных). Он составил первый татарский печатный букварь, русско-татарский словарь на 20 тыс. слов. Здесь в разное время учились Лобачевский, Аксаков, Бутлеров, Державин.




В 1786г. в Казани было открыто Главное народное училище (учились 4 года), а в уездных городах – малые народные училища (учились 2 года) – здесь также изучался татарский язык. Сюда принимались представители всех сословий, готовило оно мелких канцелярских служащих.

Развитие получили такие науки как история, философия, мусульманское право. Развивалась литература, появился новый жанр в литературе – сэяхатнамэ – записки о путешествиях. Первые театральные представления в Казани известны с 20-х гг. XVIII в. – их ставили ученики Казанского духовного училища, а затем гимназии. В 1791 г. в Казани создается постоянный публичный театр (начало русского драматического театра). Развивается архитектура. В.Кафтырев разрабатывает план перепланировки Казани, она застраивается каменными зданиями. Казань называют прекраснейшим городом после Москвы и Санкт-Петербурга. Строят церкви, мечети, общественные здания, перестраивается и обновляется Кремль. На Спасской башне Кремля появляются часы.







Сейчас читают про: