Выбор темы, подбор литературы, практического материала и составление плана курсового проекта

Теоретические и практические знания студентов по дисциплине "Бизнес-планирование в АПК" закрепляются и расширяются в процессе написания курсового проекта. Важное значение при этом имеет правильный выбор темы.

Выбор конкретных тем курсовых проектов студентами осущест­вляется добровольно на кафедре экономики и предпринимательства, за которой они закреплены. Задача преподавателей на этом этапе — прокомментировать темы курсовых проектов, интересующие студентов, помочь им выбрать тему с учетом способностей и склонностей. Студент может сам предложить тему курсового проекта, не вклю­ченную в опубликованную тематику. Если эта тема соответствует учеб­ным и научным целям кафедры и дисциплины "Бизнес-планирование в АПК", то кафедра утверждает ее.

Предпочтение отдаётся курсовым проектам, выполняемым по заказам предприятий. Заказы на выполнение отдельных тем обычно получает кафедра и предлагает для выполнения закрепленным за нею студентам. При поступлении крупного заказа разработка темы поручается группе студентов. Иногда предприятия, направившие студентов на обучение, дают им индивидуальные задания на выполнение отдельных научно-исследовательских работ. Подготовка курсовых проектов по заказам предприятий способствует прибли­жению обучения к требованиям жизни, к нуждам производства, по­вышает их практическую значимость.

Основными требованиями, предъявляемыми к темам курсовых проектов, являются их актуальность, комплексность, проблемность, практическая значимость, новизна, связь с перспективами раз­вития конкретного хозяйствующего субъекта.

Работа над избранной темой начинается с подбора литературы. Изу­чение литературы способствует формированию научных знаний студен­тов. Из нее студенты узнают о дискуссионных вопросах по теме иссле­дования, знакомятся со взглядами на них разных экономистов и воз­можными путями их решения.

Подбор литературы по избранным темам студенты осуществляют под руководством научного руководителя, который указывает нап­равление и порядок подбора источников. По каталогу библиотеки студент составляет ориентировочный список работ, соответствующих названию темы или близко с ней соприкасающихся. Поскольку лите­ратура на этом этапе работы подбирается только по названию, в пер­воначально составленном списке могут оказаться ненужные источники, а некоторые важные работы могут быть пропущены. После беглого просмотра всех работ по названию глав, параграфов, таблиц отбираются те из них, которые имеют непосредственное отношение к теме иссле­дования, а остальные отбрасываются. Составленный уточненный список литературы просматривает преподаватель. Задача преподавателя на дан­ном этапе состоит в том, чтобы не пропустить новых, важных для изу­чения темы литературных источников и включить их в список литера­туры, подлежащей использованию. Если в процессе чтения обнаружится литература, не имеющая отношения к теме курсового проекта, она исключается из списка. Иногда, напротив, список литературы попол­няется, если по описанию дискуссионных вопросов в монографиях студент обнаруживает дополнительные источники. Список литературы пополняется студентом в процессе всего периода работы над темой и приобретает законченный вид при оформлении курсового проекта.

Курсовой проект выполняется на фактическом материале кон­кретного сельскохозяйственного пред­приятия.

Информацию, необходимую для написания курсового проекта, студент собирает постепенно, во время прохождения каждой произ­водственной практики.

Объем информации, достаточный для написания курсового проекта, устанавливается научным руководителем. Сбор информации осу­ществляется путем копирования учетных регистров, первичных и сводных документов, квар­тальных и годовых бухгалтерских, статистических и финансовых отчетов. Студент копирует необходимые документы в том виде, в каком они составляются на предприятии. Во время прохож­дения производственной практики он просматривает все документы по теме исследования. Копированию подлежит лишь часть информации. В большинстве случаев производится выборочный сбор информации, типичной для данного предприятия, но в то же время достаточно раз­нообразной, отражающей все нюансы бизнес-планирования в соответствии с темой курсового проекта.

Собранный на предприятии практический материал должен служить иллюстрацией при описании объекта исследования:

- для выявления недостатков в организации планирования на ис­следуемом хозяйствующем субъекте и приобретения соответствующих навыков и опыта;

- для обоснования правильности предложений по предлагаемым мероприятиям в соответствии с темой курсового проекта;

- для разработки проекта бизнес-плана на исследуемом предприятии;

- для расчета эффективности производства в результате внедрения разработанных в курсовом проекте предложений в практику хозяйственной деятельности предприятия.

К написанию курсового проекта студент приступает после ознакомления с новейшей литературой в соответствии со списком, утвержденным научным руководителем, и сбора практи­ческого материала.

Окончательный вариант плана студент составляет самостоятельно непосредственно после определения темы курсового проекта под руководством преподавателя. При этом преподаватель должен не навязывать студенту свои взгляды, а лишь ориентировать его в нужном направлении.

План курсового проекта должен соответствовать теме исследова­ния и в возможно большей степени раскрывать ее особенности. Он должен быть оригинален, методически выдержан, построен логично, четко, ясно. В планах должны обязательно выделяться: вводная часть (введение, обзор нормативных актов и литературы, экономическая характеристика предприятия), основ­ная часть с экономическим обоснованием результатов исследования и заключительная часть.

Если составленный студентом план не обеспечивает достижения поставленной в курсовом проекте цели или не соответствует предъяв­ленным к нему требованиям, преподаватель вносит поправки и коррек­тирует его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: