double arrow

Структура философского знания. Функции философии


Структура философского знания. Онтология. Гносеология. Логика Антропология. Социальная философия. Праксиология. Аксиология. Этика. Эстетика. Философия науки

Онтология. Исследование наиболее общих вопросов бытия. Решение этого вопроса понимается в универсальном уровне.

Осн. вопросы:

· Проблема бытия и небытия (Парменид);

· Существование материального и нематериального бытия (Платон);

· Бытие природы, человека и общества.

Гносеология – философское учение о познании. Анализ наиболее общих вопросов познания.

Осн. вопросы:

· проблема познаваемости мира,

· каковы возможности, методы, цели познания;

· в чем заключается сущность самого познания и что есть истина;

· каков субъект и объект познания;

· исследование общеметодологических методов познания.

Социальная философия – изучение наиболее общих спросов функционирования и развития общества.

Осн. вопросы:

· что такое общество?;

· каковы основные принципы и закономерности его развития;

· обобщенный анализ системы «человек-общество-природа»;

· выявление приоритетов и перспектив общественного развития.

Антропология – исследование наиболее общих и существенных проблем человека.

Осн. вопросы:

· кто такой человек, какова его природа и происхождение,

· каковы особенности человеческого бытия?;

· в чем заключается - смысл жизни, добро, любовь и т.д.

Сущность и особенности функций философии:

Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.




Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческо­го axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция— объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.



· Гуманитарная функция;

· Логотерапия (В. Франкл)

Философия и наука: родство и различие познавательных функций.

Философское мировоззрение выполняет ряд функций, которые родственны функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями как:

обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия.

Теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять ряд эвристических функций прогнозирования,формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а так же первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основании принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие представления об их природе, возможных способах познания. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и, теоретически возможного.

Функция «интеллектуальной разведки» служит заполнению познавательных пробелов, возникающих с неполнотой и бессистемностью знания и познания.

Существенный вклад философии заключается в постановке проблем человеческого знания и познания.

Интеграция, универсальный синтез знания сопряжены с разрешением противоречий, трудностей возникающих на границах различных областей, разделов науки, особенно при их стыковке и согласований, а так же при обнаружении в действительности всевозможных парадоксов, апорий (логических затруднений), антиномий (противоречивых доказываемых положения).

Кроме задач, свойственных науке философия, выполняет и специфические функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и самой науки в частности. Достаточно глубоко сама наука себя не уясняет и не обосновывает, т. е. Здесь философия предстает еще и как наукознание. Философии также принадлежит аксиологическая оценка достижений науки. В этом отношении наука не самодостаточна. Она есть определенный инструмент постижения действительности. Однако само постижение нуждается как в целях, так и в критериях аксиологической и моральной оценки научной деятельности. Такие критерии у науки отсутствуют.

Философия призвана осмысливать весь сложный комплекс общественно–исторического бытия людей или культуры.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: