Философия Аристотеля
Философия Платона
Основные моменты жизни и творчества Платона. Учение о бытии, познании и идеях («Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей», «Филеб»).
Двоякое представление мироздания: бытие и становление; их характеристика и соотношение. Учение Платона об идеях: соотношение идей и вещей; структура идеального бытия; понятие материи.
Познание чувственное и интеллектуальное, проблема соотношения мнения и знания. Миф о пещере и его истолкование. Существо диалектического метода, согласно Платону. Трактовка познания как припоминания («анамнесис») и его значение для платоновской гносеологии.
Этико-политическое учение Платона. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях.
На идеи Аристотеля заметно повлияли идеи Платона, однако впоследствии он занимает критическую позицию по отношению к философии академиков. В его творчестве можно выделить три главных направления: 1) умозрительная философия (натурфилософия, метафизика, математика); практическая философия (этика, экономика, политика); изобразительная философия (поэтика, риторика, искусства). Основными направлениями исследования Аристотеля полагаются:
|
|
I Материя и форма («эйдос»). Весь мир есть некая упорядоченность форм. Основным двигателем мира является «форма форм», вершина мироздания – бог.
II Категории философии. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой главными являются: сущность, состояние, отношение. Аристотель вводит в философии принцип развития. Мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя - бога, как абсолютное начало всех начал.
III Аристотель анализирует понятие «душа», понимает ее как энтелехию тела. Он дает анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущения к общему восприятию, а от него к обобщенному представлению.
IV Особое место в философии Аристотеля отведено теории познания и логике. Метод рационального познания истины.
V Этические взгляды Аристотеля основаны на учении о добродетелях.
VI Социально-философское направление мысли Аристотеля базируются на понятиях: власть, государство, совершенство, закономерности развития природы и общества. Он подробно говорит о различных формах государственного управления: монархии, аристократии, политии.
Мыслители этого периода отказались от создания всеобъемлющих философских концепций и переключили внимание на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Данная проблематика разрабатывалась в следующих школах и направлениях: 1) скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик) 2) стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); 3) эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар, Гораций); 4) кинизм (Диоген).
|
|
Сомнение как универсальный философский принцип скептицизма. Решение проблемы счастья Пирроном. Скептический метод Секста Эмпирика: допущение достоверности противоречивых суждений. Влияние идей скептицизма на Э.Роттердамского, М.Монтеня, Д.Юма.
Сущность философских воззрений стоицизма. Классификация наук – логика, физика, этика. Влияние логики Аристотеля на гносеологию стоиков. Космогония стоицизма. Этика стоицизма как учение о человеческом счастье.
Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира.
• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
• признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;
• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
• высокий эстетизм в мыслях и поступках;
•осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
• признание стремления к счастью высшей целью человека.