Периодизация философии

Рассмотрение истории западной философии с необходимостью должно начинаться с вопроса о периодизации. В нем заключена некоторая сложность, так как периоды развития философской мысли иногда совпадают с общепринятыми историческими периодами, а иногда значительно от них отличаются. К тому же некоторые периоды могут пересекаться и включать друг друга.

Традиционно первым таким периодом называют античность, т.е время с конца 7 – начала 6 вв. до н.э. и до 4 в. н.э. Античная философия, в свою очередь, делится на три значительных этапа: натурфилософию, античную классику и эллинизм.

Натурфилософия развивается в 6 – 4 вв. до н.э., само ее название («философия природы») говорит о тех проблемах, которые она ставила перед собой. Основным вопросом в это время является вопрос о субстанции. Представителями натурфилософии были Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Гераклит и др.

В конце 5 – начале 4 вв. до н.э. в Греции появляется течение софистов, которые, утверждая относительность знания, от вопроса «Что есть мир?» перешли к вопросу «Что есть истина?». Это время получило название «поворот к человеку», который завершил Сократ. Ученик Сократа Платон, а также Аристотель представляют период, который принято считать расцветом античной философии – античную классику (4 в. до н.э.).

Период эллинистических школ продолжался с 3 в. до н.э. по 6 в н.э. включительно, проблематика этого времени заключена, как правило, в попытках объединить те или иные натурфилософские представления о мире с методологией, разработанной Платоном и Аристотелем. Сюда относятся такие философские школы, как стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм и др. Наиболее поздние школы, в частности, неоплатонизм, сосуществовали с христианской средневековой философией, с которой оказывали значительное взаимовлияние.

Вторым крупным периодом является философия средневековья (2 – 14 вв. н.э.). Следует отметить, что в исторической летописи наступление Средних Веков обычно связывают с падением Западной Римской империи и относят к концу 4 века. Это противоречие (средневековая философия возникает раньше, чем наступает эпоха Средних Веков), однако, является лишь кажущимся. Дело в том, что вся средневековая философия представляет собой попытку философского осмысления христианской доктрины, поэтому ее возникновение напрямую обусловлено возникновением и распространением христианства. Поэтому начало этой философии относится во времена заката античности и развивается параллельно с позднейшими эллинистическими школами.

Философия Средних Веков, как и античная, делится на три этапа – апологетику, патристику и схоластику.

Апологетика (от греческого «апология» - письмо в защиту чего-либо) появляется на заре развития христианства, когда его последователи жестоко преследуются верховной римской властью. Этот этап охватывает 1 – 2 вв.н.э.

Патристика (от латинского патер – отец) – творения «отцов церкви» - теологов и религиозных философов, разрабатывавших ключевые проблемы раннего христианства, например, проблему тринитарности (троицы), веры и знания и др. Чаще всего указывается, что патристика развивается во 2 – 5 вв, хотя к этой проблематике относятся и работы некоторых ранних христианских философов. Патристику формируют такие философы, как Ориген, Тертуллиан, Августин Аврелий и др.

Схоластика (от латинского схола – школа) – позднейший период средневековой философии, охватывающий 6 – 13 вв. В это время предпринимаются попытки «рационализировать нерационализируемое», например, создать рациональные доказательства бытия Бога. Рассмотрение вопроса о создании мира приводит к появлению двух основных течений этого времени – номинализма (Росцеллин) и реализма (Фома Аквинский).

На смену средневековой философии приходит философия эпохи Возрождения (хотя в некоторых изданиях они объединяются, но это не вполне правильно в силу разительного отличия философской проблематики Средневековья и Возрождения). С 14 по 16 в. происходит разворот от теоцентризма средневековья к антропоцентризму Возрождения. Начавшееся в это время формирование первой научной картины мира приводит к необходимости философского осмысления меняющегося мировоззрения. Основные онтологические проблемы рассматриваются в работах Николая Кузанского, Джордано Бруно и др. В это же время складываются новые политические реалии, что приводит к появлению принципиально иного типа социальной и политической философии, выраженной в работах Н. Макиавелли.

Философия Нового Времени, складывающаяся в 17 – 18 вв., представлена в первую очередь именами Ф. Бэкона и Р. Декарта, которые считаются основателями двух направлений новоевропейской философии – эмпиризма и рационализма. Расхождение между ними вызвано отношением к истокам познания – может ли быть в человеческом мышлении нечто, чего не было бы до этого в ощущениях? Эмпирики отвечали на этот вопрос отрицательно, в противовес рационалистам, признававшим существование врожденных идей, имманентных человеческому мозгу.

Резко меняющийся уклад общественной жизни, связанный с переходом к буржуазным отношениям, служит предпосылкой повышенного интереса к политической философии, выраженной в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и др. Верховная власть в это время утрачивает статус божественного предопределения, как это было в средневековье, отсюда философия пытается выяснить природу этой власти, ее происхождение и законы развития. Новое Время – эпоха появления таких социально-политических теорий, как теория общественного договора, принцип разделения властей и др.

В рамках новоевропейской философии выделяют отдельное течение, сформировавшееся в 17 – 18 вв. – философия Просвещения. Оно не является однородным по своей сути, в число его представителей входят такие разные философы как Вольтер, Руссо, Гельвеций, Монтескье и др., но всех их объединяет общий интерес к проблемам реорганизации общества, преобразования взаимоотношений власти и народа, хотя в вопросе о средствах такого преобразования «руссоисты» и «вольтерианцы», например, расходятся довольно значительно. Общим является лишь убеждение в необходимости просветительской работы (откуда и возникло, собственно, само название).

Логическим завершением развития новоевропейской философии является немецкая классическая философия, представленная именами И. Канта, И. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля и др. Немецкий идеализм подводит черту под традиционной философией, формируя законченные гносеологические (Кант) и онтологические (Гегель) системы.

К этому периоду примыкает и философия марксизма. Маркс, как и Гегель, пытался создать законченную систему, которая, однако, должна была дать объяснение основным философским вопросам на основании материалистического взгляда на мир, в отличие от идеализма Гегеля. Вместе с тем, в марксизме используется гегелевская диалектическая методология. Философию Маркса роднит с немецкой классикой и общий взгляд на саму возможность познания мира. В обоих случаях в основе философских систем лежит убеждение, что мир организован по строго определенным законам, хотя Гегель относил источник этих законов к абсолютному духу, а Маркс полагал их имманентными материи. Тем не менее, признание разумной устроенности мира присуще обоим философам, что позволило некоторым исследователям отнести философскую систему Маркса к классической немецкой философии.

В противовес такому подходу во второй половине 19 в. складывается неклассическая философия., представляющая очередной этап в развитии философской мысли. Представителями этого направления являются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Ключевым отличием философии Шопенгауэра явилось убеждение в отсутствии организующего рационального начала, в существовании которого были уверены немецкие классики. Только воля, понимаемая как безудержная страсть к достижению конкретной цели, лежит в основе мироздания. Ницше развил эту идею, конкретизировав ее, он считал, что такой волей может быть лишь воля к власти.

Неклассическая философия обозначила новую методологию философских исследований. Начиная с конца 19 в. философия отказывается от построения глобальных всеохватывающих систем, на их место приходит изучение конкретных проблем. 20 в. дал начало множеству философских школ и направлений, каждая из которых в той или иной мере использует этот методологический прием – на смену проблемам абстрактного Бытия, о котором шла речь от Фалеса до Маркса, приходит проблема бытия человека. Экзистенциализм, психоанализ, герменевтика, феноменология, структурализм – вот далеко не полный список философских школ и направлений 20 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: