Землеустройство и его виды

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современная Гуманитарная Академия

Современная Гуманитарная Академия



2) ухудшением качества земель в результате деятельности других
лиц;-' '-••••- • • • ', ••..••.-.•;:.,--".; •',:.:

3) временным занятием земельных участков;

4) ограничением прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков (п. 1 ст. 57 ЗК РФ).

Правом на возмещение убытков во всех названных случаях
пользуются землепользователи, землевладельцы и арендаторы
земельных участков. При изъятии земельного участка у собственника
для государственных или муниципальных нужд применяются правила
гражданского законодательства (ст. 279-282 ГК РФ) о выкупе
земельного участка. В иных случаях убытки им возмещаются как и всем
иным правообладателям земельных участков. • г

Порядок возмещения убытков всем правообладателям земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав на земельный участок или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время.действуют правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, они утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. №2621.

Убытки, причиненные собственникам изъятием земельного участия для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену),порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.

Основаниями для: возмещения убытков собственникам земельных участков признаются:

а).соглашение о временном занятии земельного участка между
собственником» земельного участка и лицом, в пользу которого
осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа
местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате
деятельности других лиц;,

".в) акт государственного органа исполнительной власти или органа; местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте; г) решение суда.

1 СЗ РФ. 2003., №19, ст.1843.

Современная Гуманитарная Академия


• По названным основаниям возмещаются также убытки землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков.

Убытки возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвана необходимостью установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Размер убытков, причинных собственникам земель, землепользователям, землевладельцам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями. Они утверждаются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебным порядке.

Размер убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении убытков, причиненных арендаторами земельных участков изъятием их для государственных и муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах).

Когда убытки причиняются собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, то при определении размера убытков учитываются также убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода и расходы, связанные с временным занятием земельных участков).

Если убытки причинены собственникам земельных участков ограничением их прав, то при определении убытков учитывается разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений,

Современная Гуманитарная Академия


прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, а равно убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода и расходы, связанные с ограничением прав).

При определении размера убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые названные правообладатели земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода и расходы, связанные с ограничением прав).

Когда определяется размер убытков, причиненных правообла­дателям земель ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, то учитываются убытки, которые несут правообладатели земельных участков в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода и затраты на проведение работ по восстановлению качества земель).

Важной и необходимой предпосылкой рационального управления земельными ресурсами выступает мониторинг земель. Его объектами признаются все земли в Российской Федерации.

Государственный мониторинг земель - часть государственного мониторинга окружающей сферы, представляет собой систему наблюдений за их состоянием.

В настоящее время действует Положение об осуществлении государственного мониторинга земель. Оно утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002г. № 8461.

Основными задачами государственного мониторинга земель признаются:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка
этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению
и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению
государственного земельного кадастра, осуществлению земельного
контроля за использованием и охраной земель и иных функций в области
государственного и муниципального управления земельными ресурсами
и проведении землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

1 СЗ РФ. 2002., № 49, ст. 4882.


Государственный мониторинг земель включает в себя сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации (включая её обработку и хранение); непрерывное наблюдение за не использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования и анализ, и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В зависимости от целей и территорий, наблюдение мониторинга земель подразделяется на федеративный, региональный и локальный и осуществляется соответственно с федеральными, региональными программами.

Получение информации при осуществлении мониторинга земель может производиться с использованием:

а) дистанционного зонирования (съемки и наблюдение с
космических аппаратов, самолетов, средств малой авиации ипдругих
летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных
стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.

в) наземных съемок, наблюдений и обследовании (сплошных и
выборочных);

г) соответствующих данных фондов.

Съемки, наблюдение и обследование, осуществляемые в ходе
проведения мониторинга земель, в зависимости от срока
периодичности проведения делится на:;

а) базовые (проводятся для получения данных о-состоянии земель
на момент начала ведения мониторинга;;

б) периодические (проводятся для получения данных о состояний-
земель за определенный период - раз в 3 годами далее);

в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии
земель на текущий момент). «

Данные, полученные в ходе мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Мониторинг земель осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых федеральными агентствами кадастра объектов недвижимости во взаимодействии и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Федеральным агентством кадастра по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга земель, используются для информационного обеспечения деятельности



Современная Гуманитарная Академия


Современная Гуманитарная Академия


органов государственной власти, органов местного самоуправления,
юридических лиц и граждан..;;

Землеустройство - необходимый элемент упорядоченного земельного правопорядка. Оно включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов'Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Вот такое (в шестьдесят с лишним слов) предложено российским гражданам понятие землеустройства в Земельном' кодексе РФ (ст. 68). Есть в нем и другие многословия при формулировании правовых понятий, но данное - самое длинное и труднопроизносимое из имеющихся в'нем.

Порядок проведения землеустройства определяется Федеральным законом от 18 июня 2001 г. "О землеустройстве", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Землеустройство проводится на основании решений федеральных1 органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, судебных решений и договоров о проведении 'землеустройства.

'• Проводя землеустроительные мероприятия, государство осуществляет управление землями независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки. При этом объектами землеустройства признаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных и административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, землеустройство проводится в обязательном порядке. > Такие случаи, например, названы в Федеральном законе "О землеустройстве" (ст. 3).

Обязательное землеустройство проводится в случаях:

- изменения границ объектов землеустройства;

- предоставления и изъятия земельных участков;

- определения границ ограниченных в использовании частей
объектов землеустройства;

- перераспределения используемых гражданами и юридическими


лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; для выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболочиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

- проведения мероприятий по восстановлению и консервации
земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от
негативных воздействий..;,,..

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы в установленном порядке.

В случаях изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут
проводить любые виды работ по землеустройству без специальных
разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами (п.6
ст. 69 ЗК РФ). .<•.

Цель землеустройства - обеспечение рационального использования земель, их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов. Его основными элементами являются: планирование и организация рационального использования земель и их охраны, изучение состояния земель, геодезические и картографические работы, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания, оценка качества и инвентаризация земель, образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, их межевание.

Действующее законодательство различает территориальное и внутрихозяйственное землеустройство.,

Территориальное землеустройство предусматривает выполнение работ по межеванию объектов землеустройства, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства. Порядок проведения территориального земле­устройства определяется Правительством Российской Федерации.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельско-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: