Государство как гарант.
Государство как гарант выступает в виде третьего лица в ходе кредитования. Гарант выступает со стороны заемщика и обеспечивает осуществление трех главных принципов: возвратности, платности, срочности.
Чаще всего государство РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ. Гарантирование происходит в двух направлениях:
v Гарантирование сбережений граждан – заключается в том, что государство денежные средства своих граждан должно стабилизировать в твердой валюте (рубли), так и в виде денежных вкладов в банки.
v Гарантирование целевых долговых обязательств – государственный долг.
Внешние займы всех стран распределяются на два основных клуба:
1. Парижский клуб – объединение более двух десятков высокоразвитых стран, имеющих в наличии большое количество денежных запасов (США, ЕС, РФ).
2. Лондонский клуб – объединение более 600 коммерческих банков, которые имеют одно главное представительство.
На момент распада СССР РФ входила в 5-ку стран по самым крупным задолженностям, наряду с Мексикой, Индией, Аргентиной и Бразилией (самый большой долг у Бразилии). Этот долг РФ достался в наследство от СССР, т.к. все страны СНГ (кроме Украины) в 1993 году отдали свой государственный долг, т.о. он составил 70 миллиардов долларов. Данный размер кредита постоянно увеличивался по двум причинам:
1. Из-за высоких процентов по займам.
2. Из-за изменения соотношения рубля к доллару.
В настоящее время на 01 мая 2011 года размер внешнего долга РФ составил 38 832,8 млн. руб. – полностью кредит планируют погасить в 2036 году.
Тема: Внебюджетные фонды.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.
Внебюджетные фонды – это финансовые ресурсы, которые не включаются в государственный бюджет и имеют строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды решают две важные цели:
1 – обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
2 – расширение социальных услуг населения (выплата пенсий и пособий).
Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
1) Обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (налог ЕСН);
2) Добровольные взносы юридических и физических лиц;
3) Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими лицами;
4) Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
В зависимости от источников образования все внебюджетные фонды подразделяются на:
а) Централизованные внебюджетные фонды – имеют общегосударственное значение и предназначены для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
б) Децентрализованные внебюджетные фонды – это фонды, созданные для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач.
Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды были образованы в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и усиления контроля за их использованием.
Фонд НИОКР создан для финансирования научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Источником формирования средств фонда являются отчисления предприятий и организаций от реализации продукции.
Источниками Государственного фонда конверсии служат в основном бюджетные ассигнования. Средства этого фонда направляются предприятиям военно – промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В этот фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.
Фонды развития жилищной сферы создаются региональными и местными органами власти в целях мобилизации дополнительных средств на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.
д/з готовиться к самостоятельной работе по третьему разделу