Юридическая сила НПА ГП

Хар-ка ГК РФ.

Этот ГК РФ прошел международную экспертизу у ведущих западных специалистов. Те дали положительный отклик. Но тем не менее, этот ГК РФ уже в определенной части устарел. Разработана концепция по развитию ГЗ и в т.ч. и изменение ГК РФ. В настоящее время рассматривается ГД. Но есть недостатки: много императивных норм, отсутствие в ГК РФ те институты, которые необходимы для развития в современное время: регламентация сложных корпоративных сделок, отсутствие опционных соглашений (условные сделки, например. Но в России условная сделка не предполагает опционной (по решению одной стороны)).

До ГК РФ 1995 года, действовали основы Гражданского Законодательства СССР и союзных республик 1991 года и ГК РСФСР 1964 года. Основы ГЗ СССР и союзных республик был по сути первым кодифицированным актом, рассчитанным на рыночную экономику, но был ориентирован на весь Союз. Но Союз распался в промежутке между принятием и вступлением в силу, поэтому он не действовал. Принят был Верховным Советом СССР. Верх. Совет от 14.07.1992 принял решение о действии ГЗ СССР на территории РФ. ГК РСФСР 64-го года действовал в той части, где он не противоречил Основам ГЗ СССР.

Наряду с этим отраслевым кодифицированным НПА в ГЗ входят и специальные основы и кодексы. В отличие от отраслевых основ и кодексов, специальные основы и кодексы регулируют не все общественные отношения, входящих в предмет ГП, а только НЕКОТОРЫЕ сферы общественных отношений, входящих в предмет ГП.

Кодекс торгового мореплавания, например. 31.03. 1999 г. принят, введен в действие с 01.05. 1999 г.

Есть также и специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет ГП. Например, ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 2002 года.

Местоположение ГК в системе НПА. 3 позиции:

1) ГК обладает бОльшей юридической силы, чем другие ГП-законы. п.2 ст.3 - нормы ГП, содержащиеся в других законах, должны соот-вать ГК. НО: дело в том, что с другой стороны, ГК - это ФЗ, также как и другие ФЗ, поэтому это обстоятельство послужило основание для второй позиции, что ГК и другие НПА, содержащие нормы ГП, обладают одинаковой юрсилой. 3-я позиция, проф. Брагинский: он полагает, что ГК такой же ФЗ как и другие ФЗ, но ГК - первый среди равных. Но это к сожалению только красивая фраза.

А какова же практика? В судебной практике - разнобой. Некоторые суды следуют 1-ой позиции, некоторые - второй.

Какое мнение высказывает КС по этому поводу? По этому поводу КС РФ высказывает противоречивые позиции: прежде всего, в своем определении от 5.11.1999 года КС дал пояснение: заявитель указал, что ст.20 ФЗ "О банках и банковской деят-ти" противоречит ГК РФ, поэтому она должна не применяться и поэтому КС разъяснил по этому вопросу, что НИ ОДИН ФЗ в силу ст. 76 КРФ не обладает по отношению к другому ФЗ большей юрсилой. Сл-но, ГК = ФЗ по силе. Но разъяснение КС РФ по аналогичному вопросу по УПК. В ч.1 п.2 ст.7 УПК правило: норма УПЗакон-ва должна соот-ть УПК. Разъяснение КС: это не противоречит КРФ, т.к. УПК РФ призван обеспечить единообразие и согласованность НПУстановлений и складывающиеся на их основе практике. Т.о. в этом разъяснении говорится, что УПК обладает бОльшей юрсилой, чем другие ФЗ. Это говорится в постановлении КС 29.06.2004 года.

Проф. Маковский А.Г.: если не обеспечить приоритет норм ГК перед другими ФЗ, то ГП из системы согласованных норм быстро превратится в набор разрозненных правил, содержание которых определяется исключительно потребностями конкретной ситуации, а не проверенными многовековой практикой подходами. И действительно, ГК содержит такие нормы права, которые проверены многовековой практикой, они не казуальны. Раздел ГК "О ценных бумагах" можно увидеть одно, а в законах об АО другое, а в законах о ценных бумагах - третье.Приоритет должен отдавать нормам ГК со ссылкой на п.2 ст.3.ГК должен быть таким стержневым НПА, на который насаживается все текущее ГЗакон-во и это ГЗ-во должно соот-ть ГК или никакого гражданского правопорядка не будет.Что касается других ФЗ... Они обладают одинаковой юрсилой. А как быть в случае, если в таких ФЗ встречается противоречие? Применяется более поздний закон. Применяется правило "последующий закон отменяет предыдущий". А также, независимо от времени принятия ФЗ приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих общественных отношений. Такое разъяснение дается в разъяснении КС от 29.06.2004 года.

Пример: в свое время ФС приняло два ФЗ: о собственности, и о предприятиях и предпринимательской деят-ти и вступили в силу в один день. Ответ по поводу ТОО давался в двух ФЗ по-разному.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ - указы Президента РФ. Они обладают наиболее высокой юрсилой, но в соот-ии с п.3 ст.3 оные не должны противоречить ГК и другим ФЗ. Вместе с тем, в период проведения радикальной экономической реформы Презик был наделен дополнительными правомочиями: он мог издавать указы, не соот-щие законам. В 1994 году это было. В настоящее время это правило не действует. Не все указы Презика содержат нормы ГП. Примеры указа Презика: Указ от 23.10.2000 года "О мерах по улучшению использования, расположенного за пределами РФ недвижимого имущества, закрепленного за органами федеральной власти и другими орг-ями".

Другие подзаконные акты - Постановления Правительства РФ. Оные могут содержать в себе нормы различных отраслей ГП. Пример: Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 года "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи". НО эти постановления не должны противоречить не только ФЗ, но и Указам Президента РФ.

Наконец, последняя ступень в иерархии НПА. Нормативные Акты Федеральных Органов Исполнительной Власти (Ведомственные нормативные акты). Те Норм. акты, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти по вопросам ГП: Распоряжение Федерального Агенства по управлению государственным имуществом от 6.07.2004 года "Об утверждении примерной формы договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка".

К изданию таких ведомственных нормативных актов предъявляются особые повышенные требования и установлены ограничения. Эти акты должны не противоречить ФЗ, Указам Презика и Постановлениям Правительства РФ. Еще одно требование: они могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГКодексом, другими ФЗ-ми, указами Президента и Постановлениями Правительства РФ. То есть, по своей инициативе ни одно ведомство не может издать такой акт. А почему такие требования предъявляются? Связано это с печальной практикой в условиях плановой экономики. Тогда Ведомственные акты сводили на нет нормы законов.Раньше к числу источников ГП относились нормативные акты местных органов государственной власти. Например, акты ЛенГорИсполкома. Сейчас же, в соот-ии со ст.71 КРФ Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: