Понятие, критерии и уровни успешного общения

Тема 7. Социально-педагогические условия эффективного профессионального взаимодействия в системе деятельности социального педагога

1.Понятие, критерии и уровни успешного общения.

2.Управление чувствами и эмоциями в социально-педагогическом взаимодействии.

3.Коммуникативная культура социального педагога как условие эффективности профессиональной деятельности.

Литература

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студент. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001.

2. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 544с.

3. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 2002.

4. Психологический словарь / авт. – сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.

5. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. – Мн.: Харвест, 2005. – 512с.

6. Шелихова Н.И.Техника педагогического общения / Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М., 1998. – С. 22-25; 33-34.

7. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

8. Щуркова Н.Е. и др.Новые технологии воспитательного процесса. – М.,1998. – С. 20-22.

9. Щуркова Н.Е.Практикум по педагогической технологии. – М., 1998. – С. 52-53.

Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А. А. Леонтьев отмечает, что «оптимальное педагогическое общение ¾ такое общение учителя (и шире педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Т.о., успешным является общение, которое создает наилучшие условия для развития личности ученика и в ходе которого реализованы его цели и содержание. Критериями успешного общения выступают: наличие благоприятного эмоционально- психологического климата общения; реализация содержания, поставленных целей и задач; включение учеников в общение (диалогический характер общения), реализация функций общения; формирование чувства «мы».В педагогическом общении различают 2 уровня ¾ ролевой и межличностный. Ролевое общение опосредовано социальными ролями. Решающее значение имеет статус учителя и учащихся. Отсюда и жесткая регламентация их позиций: учитель ¾ ведущий, руководящий; учащийся ¾ ведомый, руководимый, исполняющий распоряжения.

Личностный уровень общения характеризуется взаимной открытостью, безбоязненностью, откровенным обменом взглядами, мнениями. Этот уровень, максимально раскрывающий личностное своеобразие учителя и учащихся, интенсифицирует процесс взаимного духовного обогащения, стимулируя формирование ценностных ориентаций. Разница между ролевым и личностным общением в том, что в первом случае индивидуальное своеобразие сторон проявляется минимально, а во втором ¾ максимально.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе предполагает высокую коммуникативную компетентность учителя, осознанность профессиональных действий, способность прогнозировать, планировать, реализовывать взаимодействие с учениками. Для оптимального педагогического общения учителю необходимо развить в себе:

¾ умение управлять своим поведением;

¾ наблюдательность, переключаемость внимания;

¾ способность к социальной перцепции или «чтению по лицу»;

¾ понимание психического состояния ученика по внешним признакам;

¾ умение «подавать себя» в общении с учащимися;

¾ умение речевого и неречевого контакта с учащимися;

¾ гностические умения.

Дополнительно к этому в других подходах выделяют ещё духовный уровень.

Это высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как носитель духовного начала, что пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению. Духовное общение соединяет в себе самые привлекательные черты игрового и делового (живой интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спонтанности, совместный поиск истины, благовидное стремление к единодушию и согласию). Духовность достигается не отбором тем, а глубиной «диалогического проникновения» друг в друга, так как интерес к личности партнера максимально глубокий, что даст импульс к полной собственной открытости и взаимодополняемости позиций.

Культура педагогического общения складывается, следовательно, из культуры восприятия и понимания личности ученика, культуры общения и обращения, сообщения и убеждения, влияния и взаимопонимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: