Организация и обучение взаимодействию как функция социального педагога

Проблема обучения взаимодействию в социально-педагогическом процессе активно исследуется в теории и методике социальной педагогики.

Основная сложность ее реализации в практике заключается в том, что зачастую проявляется психологическая неготовность педагогического коллектива и родителей к пониманию ее необходимости. В связи с этим в работе СППС учреждения образования И.В. Дубровина выделяет наряду с другими следующие направления:

- контроль над соблюдением в школе благоприятных и безопасных условий

обучения и воспитания, необходимых для психического развития и формирования личности учащегося на каждом возрастном этапе;

- оптимизация форм общения в педагогическом коллективе, содействие улучшению форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми, учащихся между собой;

- предупреждение социально-педагогической дезадаптации учащихся.

Современная школа ­ сложный социальный механизм. Он объединяет в одну систему учителей, учащихся и родителей. Педагогический процесс в школе носит двусторонний характер и его успех определяется спецификой взаимодействия обучающегося и обучаемого. Результат взаимодействия ­ формирование определенных педагогических отношений и поэтому особую важность приобретает формирование позитивного стиля отношений между учителями и учениками.

Задача: обучать такому взаимодействию.. Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности. Важнейшей частью подготовки детей, подростков, юношей к взаимодействию можно считать формирование у них социально ценных установок. Необходимо, чтобы они относились к партнерам по взаимодействию как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия. У ребят нужно формировать интерес к самому процессу взаимодействия, а не только к его результату, понимание того, что взаимодействие - это диалог, требующий терпимости и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и умерять свой «монологический пыл». Наконец, ребят необходимо ориентировать на то, что во взаимодействии надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать другим. Формировать эти установки в сфере взаимодействия возможно лишь тогда, когда в коллективе установлен определенный стиль отношений. Но нередко бывает целесообразно применять и специальные меры. А еще чаще - в рамках традиционных сфер жизнедеятельности уделять особое внимание решению этой задачи.

Оптимальным периодом подготовки к взаимодействию является детство, отрочество, юность, когда человек наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодействовать с окружающими. Подготовка к взаимодействию может вестись в воспитательной организации несколькими путями:

во-первых, и главным образом, в процессе организации взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение при этом происходит с помощью соответствующего инструктирования руководителем о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации;

во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов, которые предполагают взаимодействие;

в-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр, разрешения ситуаций, органично включенных в жизнь организации.

(Немаловажно и умение ориентироваться в ситуации взаимодействия. Оно предполагает понимание того, что правила взаимодействия в деловой ситуации и на отдыхе, в коллективе и в дружеской компании несколько различны. Умение ориентироваться в ситуации помогает завязывать контакты, создавать ситуацию взаимодействия в том или ином случае, входить в уже имеющуюся ситуацию, находить подходящие темы общения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: