Положенные в основу планирования сроков ТО и Р средние величины межремонтных периодов и осмотров упрощают планирование, но имеют один существенный недостаток — не дают объективной оценки потребности в ремонте данной конкретной единицы электрооборудования.
Объективным методом оценки потребности конкретной единицы оборудования в том или ином виде ремонта является периодический (дискретный) или постоянный (непрерывный) контроль за ТС Э и Э с проведением ремонтов лишь в том случае, когда износ деталей, элементов или узлов достиг значения, при котором уже не гарантируется их безотказная, безопасная и экономичная эксплуатация. Такой контроль ТС может быть осуществлен методами и средствами технической диагностики.
Диагностика периодически может осуществляться визуально и инструментально в порядке ТО, при осмотрах, проверках, испытаниях, при производстве ремонтов. При этом определяются соответствие паспорту и техническим условиям выходных параметров, необходимость их регулировки, целостность, степень износа, потребность в замене сменных запасных частей, узлов и комплектующих изделий, уточняются сроки и объем различных операций регламентированного ТО и Р.
Более широко решает задачи контроля ТС Э и Э постоянная диагностика. Ее разработка и применение необходимы в первую очередь для наиболее ответственного и наименее доступного для осмотра и замеров электрооборудования. Постоянная диагностика требует, как правило, разработки специальной аппаратуры с комплексом датчиков, осуществляющих контроль различных параметров, характеризующих ТС, с выводом сигналов на показывающие, сигнализирующие,
регистрирующие приборы, а при необходимости — и на отключающий электрооборудование устройства.
Отдельные элементы технической диагностики давно нашли приме нение для контроля за состоянием наиболее уязвимых элементов Э и и за стабильностью наиболее важных параметров. Так, например широко применяется постоянный контроль за состоянием температуры подшипников, обмоток электрических машин и трансформаторов и т. д.
Разработке и внедрению диагностических методов контроля за ТС электрооборудования должны предшествовать такие основные этапы: анализ причин отказов и нестабильности параметров и характеристик Э и Э, а также разработка программ технической диагностики, полностью характеризующих ТС данного электрооборудования и его параметров на момент проверки; определение оптимального алгоритма диагностирования, который, как правило, предусматривает такие последовательно выполняемые операции, как контроль узлов с наибольшей вероятностью отказов и малой трудоемкостью диагностирования; измерение основных параметров, характеризующих общее ТС данной единицы электрооборудования; поэлементное диагностирование в случае выхода измеренных значений основных параметров за допустимые пределы или при достижении ими значений, близких к граничным; прогнозирование остаточного ресурса; оценка необходимости и экономической целесообразности в дискретном или непрерывном контроле; выявление возможности использования имеющейся стандартной или необходимости разработки специальной контрольно-измерительной аппаратуры для создания диагностического комплекса для каждого вида электрооборудования; выявление возможности создания универсальной диагностической аппаратуры для осуществления контроля за ТС различных видов или типоразмеров оборудования и для пооперационных и приемно-сдаточных испытаний с целью оценки качества ППР; регламентация периодичности дискретного диагностического контроля и введение его в качестве операций регламентированного ТО в систему ППР.
При оценке ТС оборудования используются различные диагностические методы: виброакустический, магнитоэлектрический, тепловой, спектрографический, анализ масел и др. Используются также методы измерения и анализа переходных процессов и режимов, фиксация фактических и допустимых пределов отклонения параметров. Очень перспективно создание устройств, позволяющих прогнозировать остаточный ресурс.
Средства технической диагностики позволяют выводить в ремонт конкретную единицу оборудования не по графику ППР, а по ее объективному ТС. В то же время периодический диагностический контроль должен проходить в рамках регламентированного ТО по плану, предусмотренному графиком ППР.