ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
Воздушные линии электропередачи являются одним из важнейших элементов систем электроснабжения, от надежности которых зависит бесперебойное электроснабжение электроустановок. Внезапные перерывы электроснабжения приводят, как правило, к нарушению технологического процесса, связанного с определенным экономическим ущербом и созданием опасных ситуаций. Они связаны с неисправностями ВЛ, обусловленными различного рода нагрузками, действующими на опоры, провода, изоляторы и другие элементы. К наиболее характерным неисправностям ВЛ относятся следующие.
Для опор — наклон их относительно вертикального положения и деформация траверс; оседание или выпучивание земли вокруг фундамента и оседание фундамента, трещины и повреждения в наземной его части; неудовлетворительная окопка опор; отсутствие болтов и гаек в крепежных элементах, недостаточная длина нарезки болтов, ослабление проволочных бандажей; коррозия, трещины и коробление деталей опор; нарушение сварных швов, заклепочных и болтовых соединений; загнивание деталей деревянных опор, их обгорание и расщепление.
Для проводов и тросов — сильное натяжение или провисание проводов; отклонение от нормируемых расстояний до земли и других объектов; коррозия, набросы, вибрации и образование гололеда.
Для изоляторов — механические повреждения фарфора, ожоги и оплавления глазури; следы оплавления на армировке изоляторов и арматуре гирлянд; отсутствие замков или шплинтов в гирлянде, выход стержня из головки изолятора, погнутые штыри и стержни; коррозия арматуры; коронирование.
Для креплений и соединений проводов и тросов — неисправность зажимов и соединителей; образование трещин в их корпусе; отстутст-вие болтов, шайб, шплинтов; ослабление затяжки гаек, следы перегрева зажима или соединителя; проскальзывание провода из зажима, ослабление крепления провода к изолятору и др.
С целью исключения отказов и повреждений, обеспечения необходимой надежности, поддержания и соблюдения требований, предъявляемых к ВЛ, осуществляется комплекс мер по техническому обслуживанию и ремонту, предусматривающий: соблюдение допустимых режимов работы по токам нагрузки; проведение осмотров и проверок; выполнение измерений и профилактических испытаний; проведение планово-предупредительных ремонтов. Необходимость соблюдения допустимых режимов работы по токам нагрузки обусловлено следующими обстоятельствами. Сечение проводников для воздушных линий принимается согласно ПУЭ по длительно-допустимому току из расчета допустимой температуры их нагрева +70° С и температуры воздуха -г-25°С. Ток, проходящий по воздушной линии, нагревает проводник. Это приводит к следующим изменениям: удлиняется провод, вследствие чего увеличивается стрела провеса и изменяются его габариты относительно земли и других элементов, натяжение провода и его способность нести механическую нагрузку, сопротивление провода и, следовательно, потери мощности, энергии и напряжения.
При номинальных токах ВЛ указанные факторы будут находиться в пределах заданных норм. В условиях перегрузки они изменяются в сторону ухудшения. В связи с этим ток ВЛ не должен превышать расчетный, а перегрузки могут носить только временный характер. Возможна перегрузки на 30—40%, а в ряде случае и до 60% по условиям выполнения требований по габаритам линии. При перегрузке ВЛ до 50% потеря напряжения превышает допустимые значения на 0,8—1,6%, что не оказывает существенного влияния на качество электроэнергии.
Осмотры и проверки ВЛ разделяются на периодические, верховые, выборочные контрольные осмотры и внеочередные. Периодические осмотры проводятся по графикам, утвержденным лицом, ответственным за эксплуатацию электрохозяйства. Выборочные контрольные осмотры проводятся со следующей периодичностью: электромонтерами не реже 1 раза в 6 мес; инженерно-техническим персоналом не реже 1 раза в год; верховые осмотры ВЛ напряжением 35 кВ и выше — по мере необходимости, но не реже 1 раза в 6 лет, а на ВЛ напряжением 20 кВ и ниже только по мере необходимости; внеочередные осмотры — при образовании на проводах гололеда или пляске проводов, наступлении ледохода и разлива рек, пожарах в зоне трассы, после сильных бурь, ураганов, морозов (ниже — 40°С) и других стихийных бедствий, а также после автоматического отключения ВЛ релейной защитой.
При проведении осмотров и проверок ВЛ обращают внимание на следующее: наличие обрывов и оплавлений отдельных проволок или набросов на провода и тросы: наличие боя, ожогов и трещин изоляторов; состояние опор, разрядников, концевых кабельных муфт на спусках; наличие искрения и правильность регулировки проводов; наличие и состояние предупредительных плакатов и постоянных знаков на опорах; наличие и состояние болтов, гаек, целостность отдельных элементов, сварных швов и заклепочных соединений на металлических опорах; целостность бандажей и заземляющих устройств; чистоту трассы, наличие деревьев, угрожающих падением на линию, посторонних предметов и т. п.
С целью получения более полной и достоверной информации о состоянии ВЛ регулярно проводят их профилактические испытания и измерения. При этом предусматривают определение габаритов и разрегулировки проводов и тросов; измерение сопротивления изоляции изоляторов и их испытания повышенным напряжением; контроль многоэлементных изоляторов с помощью штанги; контроль соединений проводов; измерение сопротивления заземления опор и тросов; проверку правильности установки опор, тяжения в оттяжках опор, степени загнивания деталей деревянных опор. Профилактические испытания и измерения проводят в объемах и сроки, предусмотренные ПТЭ.
Данные об обнаруженных дефектах при осмотрах и профилактических испытаниях заносятся в журнал. На основании этих данных лицо, ответственное за электрохозяйство, дает указание о сроках устранения дефектов и составляет планы ремонтных работ. Техническое обслуживание и ремонтные работы на ВЛ должны проводиться по возможности комплексным методом с максимально возможными сокращениями времени отключения линии.
Для ВЛ, где отмечаются частые гололеды или заморозки, необходимо принимать меры для борьбы с ними путем применения плавки гололеда электрическим током. На коротких участках линий гололед можно удалять также механическим путем с помощью длинных шестов или из корзины автовышки.
С целью обеспечения сохранности ВЛ, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев предприятиями, в ведении которых она находится, должна осуществляться охрана в соответствии с Правилами охраны электрических сетей.