Рисунок 9.1 – Диагностика как элемент системы антикризисного управления
Требования, предъявляемые к диагностике:
1) аутентичность – основанной на первоисточниках;
2) объективность;
3) точность.
Чтобы выдержать эти требования, перед тем как начать процесс диагностирования объекта, необходимо:
1) определить базовые параметры, по которым будет проводиться исследование;
2) выработать методику и процедуру оценки;
3) составить программу исследования;
4) получить разрешение на получение первичной информации.
К основным источникам получения информации для проведения диагностики относятся:
1. Учётные – данные бухгалтерского учёта и отчётности, статистического учёта и отчётности, управленческого учёта и отчётности, производственного учёта и отчётности;
2. Внеучётные – материалы ревизий, внешнего и внутреннего аудита; данные лабораторного и технологического контроля; материалы производственных совещаний; средства массовой информации; результаты проверки налоговыми службами.
|
|
Основные критерии диагностики:
критерии эффективности производства – измеряются экономией от увеличения объёмов производства, снижения накладных расходов, уменьшения транспортных расходов, экономией трудовых и сырьевых ресурсов;
критерии маневренности производства – измеряются с помощью показателей резерва производственных мощностей, сбалансированности запасов (товаров, материалов), оценкой связей между технологическими функциями;
критерии гибкости стратегии – оценивают способность предприятия реагировать на изменения окружающей среды; основные показатели: возможность изменения структуры производственных фондов и мощностей для производства новой продукции, стимулирование новаторства, научно-технический уровень производственных процессов; уровень квалификации кадров.[85]
Дополнительные критерии диагностики – это критерии наличия ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, информационных.[86]
В международной практике используются различные системы комплексной диагностики.
Целесообразно включать в комплексную диагностику организации следующие составляющие (этапы):
экономическая диагностика;
функциональная (диагностика маркетинговой деятельности);
техническая;
социальная;
диагностика финансового менеджмента;
диагностика менеджмента и организации;
диагностика внешней среды;
заключительная стратегическая диагностика (оценка стратегии предприятия).
Экономическая диагностика – это анализ финансового и производственного потенциала предприятия, себестоимости продукции (работ, услуг).
|
|
Функциональная диагностика определяет состояние коммерческой и снабженческой служб и включает следующие виды анализа:
анализ результатов коммерческой деятельности: доля на рынке, конкурентоспособность продукции, рентабельность;
изучение маркетинговой политики и плана маркетинга: анализ качества продукции, ассортимента, цен;
оценка средств и организации коммерческой деятельности: анализ материальных средств, которыми располагает служба маркетинга, уровня квалификации работников этой службы и организация её деятельности;
аудит методов управления и контроля; разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования коммерческой службы;
диагностика снабжения: оценка результатов, анализ управления запасами, политика снабжения, аудит-методы закупок и управления запасами.
Техническая диагностика – анализ технических достижений предприятия и его производственного потенциала проводится по следующим направлениям:
техническая политика;
средства и организация работы технических служб;
методы управления производством;
окружение производственной функции;
экономические аспекты использования техники (фондоотдача и фондовооруженность) и проблемы функционирования предприятия.
Социальная диагностика – изучение возможностей кадрового потенциала предприятия и измерение его социальных достижений.
Диагностика функции финансового менеджмента – измерение качества финансовой политики и эффективности методов управления: анализ финансового состояния, изучение финансовой политики, оценка средств и организации этой функции, аудит методов учёта и управления, анализ финансовой активности.
Диагностика менеджмента и организации – анализ и оценка результатов работы аппарата управления предприятием, изучение организационной структуры и общей политики, анализ стиля руководства и культуры организации.
Диагностика внешней среды – это изучение различных аспектов внешней среды: экономического, коммерческого, технологического, социально-культурного, административного, финансового и политического. Многие из этих аспектов анализировались на предшествующих этапах диагностики; здесь анализ дополняется и составляется заключение. Разрабатываются разные варианты рекомендаций в зависимости от различных прогнозов изменения внешней среды.
Диагностика стратегии, заключительный этап – исследуется соответствие стратегии условиям внешней среды и возможностям организации.
Диагностика играет большую роль в управлении предприятием на всех этапах его функционирования, и особенно её роль усиливается в критические периоды в развитии организации.
Критические периоды – это моменты в жизни организации, когда резко сокращаются сроки принятия и реализации управленческих решений, а цена ошибочных решений возрастает.[87] Выделим две группы таких периодов:
1) первые один-два года жизни предприятия, когда выявляется реальная ценность основополагающих идей создателей данного предприятия;
2) периоды реализации принципиальных решений – переход на новые виды продукции или на новые рынки, крупные инвестиции, глубокие организационные перестройки и т. п.
Таким образом, в процессе диагностики аналитики должны рассчитывать вероятную эффективность принимаемых решений и разрабатывать запасные варианты действий на случай тех или иных неудач в реализации рискованных решений.
Этапы диагностики. Эффективность диагностики выше тогда, когда определена следующая последовательность этапов её выполнения:
1) Установление объекта анализа («очага кризиса») – на этом этапе оценивается масштаб кризиса и его возможный уровень и характер.
|
|
Если кризис локальный, то это, скорее всего, свидетельствует о внутренних причинах его возникновения, которые достаточно легко обнаружить.
Если же ситуация имеет более глубокий характер и стабильное финансовое положение предприятия находится под угрозой или ухудшилось, то можно говорить о совокупности факторов, повлиявших на состояние предприятия.
2) Определение системы параметров и показателей, по которым можно будет судить о состоянии предприятия на данный период. Также на этом этапе определяются методы сбора данных показателей.
Если позволяют сроки, то устанавливается возможность проведения аналогии данных отчётного (кризисного) периода с прошлыми периодами. Это поможет выявить уровень отклонения в деятельности предприятия и точнее определить глубину кризиса.
3) Определение ответственных лиц – на этом этапе определяются подразделения или отделы, которые оказались в кризисе. Их менеджеры становятся ответственными лицами на период диагностики кризиса.
Помимо этого руководитель назначает главного специалиста, который следит за ходом исследований, суммирует полученные данные и предоставляет их руководителю.
4) Исследование среды бизнеса – во многих организациях с целью экономии времени идёт одновременная оценка внутренних и внешних факторов. Однако это требует достаточно больших усилий и, как правило, затрат.
5) Обоснование выводов – на этом этапе обрабатывается вся полученная информация. Часто устраиваются переговоры, на которых обсуждается текущее состояние предприятия. Определяются первоочередные направления и задачи. Очень распространено стало создание временной команды для решения той или иной проблемы (в её состав обычно входят сотрудники, специализирующиеся по текущей проблеме).
6) Разработка плана и выбор стратегии – заключительный этап. План составляется на основе работы всех предыдущих этапов. В этом периоде определяются основные меры и методы преодоления сложившейся ситуации.
Для диагностики состояния кризисного предприятия очень часто приглашаются специалисты из фирм и агентств. Это независимые аудиторы, маркетологи, исследователи и т.д. К их помощи прибегают в том случае, если ощущается недостаток собственных специалистов или если затруднительно определить предмет исследования.
|
|
Предприятия испытывают финансовые затруднения различной природы. В самом общем виде возможно описать финансовое состояние организации в нормальных и неблагоприятных условиях.
Финансовое состояние организации в нормальных условиях:
предприятие находится выше точки безубыточности;
колебания выручки и соответствующие им колебания прибыли невелики и не слишком сказываются на возможности предприятия рассчитываться по своим обязательствам, в частности, выплачиваемым из чистой прибыли;
в крайнем случае, предприятие легко покрывает свои расходы дополнительными кредитами и займами, сохраняя свою инвестиционную привлекательность;
риски предприятия вполне уравновешиваются его резервами и потенциальными возможностями;
предприятие разрабатывает и осуществляет планы развития, которые, впрочем, несут в себе известные опасности, например, затоваривания или перекредитования.
Финансовое состояние организации в неблагоприятных условиях:
предприятие теряет объёмы производства и оказывается ниже точки безубыточности;
доступные предприятию возможности в изменении выручки от реализации и себестоимости не могут вывести предприятие из зоны безубыточности, дать ему средства для покрытия своих затрат и развития;
предприятие начинает накапливать пени и штрафы, его положение ухудшается
предприятие начинает избавляться от лишних мощностей.
Всегда нужно помнить, что неблагоприятные условия создают новые возможности, которые нужно правильно использовать.
Диагностика организации всегда означает проведение внешнего и внутреннего анализа.
Внешний анализ может проводиться органами власти, оценщиками, инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями, иными участниками рынка. Он основывается на официальной бухгалтерской и статистической отчётности. Цель внешнего анализа – определение причин возможного возникновения кризисной ситуации (неплатёжеспособности) и выбор антикризисных мер.
Внутренний анализ базируется на данных оперативного учёта (главных книг, ведомостей, сводных таблиц). Такая информация носит конфиденциальный характер. Цель внутреннего анализа – оценка внутренних резервов предотвращения неплатёжеспособности предприятия или восстановления его платёжеспособности.
Наилучшие результаты анализа достигаются, когда внутренние и внешние аналитики работают согласованно.
Однако очевидно, что разные заинтересованные группы имеют различные интересы и по-разному относятся к построению и результатам анализа деятельности предприятия.
В международной практике выделяют следующие виды анализа неплатёжеспособности предприятия:
1) дескриптивный – это анализ описательного характера; представляет финансовую отчётность в различных разрезах и предназначен, в основном, для внешних пользователей;
2) предикативный – это анализ прогностического характера, используется для определения будущих доходов и возможного финансового состояния предприятия, например, анализ вероятности банкротства и мер по восстановлению платёжеспособности предприятия;
3) нормативный – это анализ, позволяющий сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми (нормативными).
Применяются следующие методы диагностики несостоятельности предприятий:
1) аналитические – основаны на различных операциях статистическими данными, предполагают проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т.д.;
2) экспертные – основаны на обобщении оценок и информации, получаемой для целей диагноза посредством проведения специальных экспертных опросов. Здесь используется большое количество приёмов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и т.д.;
3) метод линейного программирования – математический приём, используемый для определения оптимальных ресурсов и действий, необходимых для достижения требуемого результата; позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличить прибыль, эффективно использовать ресурсы и время. Чтобы использовать этот приём, менеджер должен количественно определить цель – параметр, который будет подвергнут этому методу, и имеющиеся ориентиры и ограничения (ресурсы, мощности, время);
4) динамическое программирование – вычислительный метод для решения задач управления определённой структуры, когда задача с n -переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование состоит из трёх этапов:
а) построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;
б) решение управленческой задачи;
в) анализ и обобщение полученных результатов;
5) математическое моделирование;
Кроме того, для постановки диагноза состояния организации используются разнообразные методы финансового анализа, позволяющие всесторонне рассмотреть и оценить различные стороны её деятельности.
1) горизонтальный – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом;
2) вертикальный – определение структуры итоговых финансовых показателей и выявление влияния каждой позиции отчётности на результат в целом;
3) трендовый – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих и определение основной тенденции динамики показателей в будущем (очищенной от случайных величин);
4) относительных показателей (коэффициентов) – расчёт отношений между отдельными элементами различных форм отчётности и определение их взаимосвязей;
5) сравнительный – сравнение сводных показателей отчётности с показателями других предприятий;
6) факторный – исследование влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью статистических приёмов.