Перспективы и тенденции агропромышленного реформирования

Сложившаяся в АПК России модель рыночных отношений способствовала спаду производства, деструкции социально-экономических отношений, ухудшению условий жизни сельскохозяйственных товаропроизводителей. Во-многом, данная ситуация обусловлена снижением роли государственного регулирования, необоснованной реорганизацией крупных и средних специализированных предприятий, ориентацией на индивидуально-частный сектор в агропромышленном производстве. Смена приоритетов, изменение стратегии и тактики рыночных преобразований должны обеспечить формирование эффективных экономических отношений в агропромышленном комплексе.

Основными направлениями по реформированию экономики АПК являются:

· создание законодательно-правовой базы, нормативных документов, предусматривающих оздоровление экономической ситуации в агропромышленном производстве. В настоящее время она подтверждена следующими основными документами: "Концепция аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации", "Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы", Законом Российской Федерации от 19.07.96г. "О государственном регулировании агропромышленного производства". На их основе завершен первый этап формирования законодательных и нормативных актов по созданию правовой системы в АПК;

· постепенное восстановление на макроуровне платежеспособного спроса населения, подкрепленного ростом производства и реального товарного обеспечения;

· восстановление паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Для достижения паритетности обмена целесообразно:

· использование системы целевых и гарантированных цен, обеспечивающей опережение темпов роста цен на сельскохозяйственную продукцию в сравнении с темпами роста цен на материально-технические ресурсы для АПК;

· ограничение и последующее снижение роста цен на энергоресурсы для сельского хозяйства;

· снижение налога на добавленную стоимость для отраслей поставляющих ресурсы в АПК;

· формирование системы страхования для сельских товаропроизводителей с долевым участием федерального бюджета;

· совершенствование земельных отношений, установление государственного контроля за использованием земли. Регулирование земельных отношений осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Проведение земельной реформы обусловило перераспределение земли: в государственной собственности находятся 15%, в частном землевладении - до 72%, в том числе, коллективном владении - 62%, индивидуальном частном - 10%. Совершенствование земельных отношений должно основываться не на перераспределении земли между различными собственниками, а на сохранении земли, как природного ресурса. Основными проблемами, которые должны решаться незамедлительно, являются: сохранение и повышение плодородия почв, рациональное использование и охрана земель, сохранение, помимо пахотных, лесных и др. земельных угодий, обеспечение целевого использования земель с учетом регионального аспекта, улучшение природной среды, развитие сельских и городских населенных пунктов. Государственные институты должны осуществлять контроль, формировать и реализовать механизмы экономического и административного воздействия в проведении политики земельных отношений;

· улучшение программно-целевого управления агропромышленным производством. Преимущество должно быть отдано индикативным методам планирования, включающим прогнозирование, разработку и реализацию целевых программ. Программно-целевой подход позволит предупреждать негативные тенденции, определить приоритетные направления и их поэтапную реализацию в агропромышленном производстве, рационально использовать ограниченные материальные и финансовые ресурсы, активизировать инвестиционную деятельность. Особую практическую значимость имеет реализация федеральных программ "Плодородие", "Зерно", по социальному возрождению села и др.;

· использование программно-целевого механизма финансирования и долгосрочного кредитования, формирование специальных фондов льготного кредитования приоритетных направлений развития АПК. Основными источниками кредитования может быть бюджетная ссуда, выпуск специального государственного займа на льготных условиях для привлечения средств коммерческих банков или выделение фиксированной части резерва, отчисляемого в ЦБ России, для обеспечения продовольственной безопасности страны. Необходимо сокращять финансирование направлений не способствующих долговременному экономическому росту;

· разработка и внедрение эффективного механизма формирования государственных фондов продовольственных ресурсов, основанного на развитии инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия и стимулировании отечественных сельхозпроизводителей. Организация закупочных и товарных интервенций;

· проведение политики разумного государственного протекционизма, обеспечивающей конкурентноспособность отечественного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

· институциональные преобразования, стимулирующие развитие кооперации и интеграции на горизонтальном и вертикальном уровнях, в сферах производства, переработки и торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

· восстановление крупнотоварного производства. Целесообразно формирование финансово-промышленных групп в АПК. Согласно Закона Российской Федерации "О финансово-промышленных группах" от 15.11.95г., ФПГ является совокупностью юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ с целью технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, повышающих эффективность производства, конкурентноспособность, направленных на расширение рынков сбыта товаров и услуг, создание новых рабочих мест;

· создание сети региональных и межрегиональных оптовых продовольственных рынков с соответствующей материально-технической базой по первичной предреализационной подработке и хранению продукции. Оптовые продовольственные рынки представляют собой предприятия любой организационно-правовой формы согласующейся с законодательством Российской Федерации, осуществляющие операции купли-продажи сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по установленным правилам и в определенных местах;

· широкое распространение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий по производству, хранению, транспортировке и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

· создание экономических условий для социального реформирования села, устойчивого повышения жизненного уровня работников агропромышленного комплекса;

· активизация роли регионов в решении задачи продовольственного обеспечения страны на основе разработки и последовательной реализации региональных систем ведения агропромышленных производств в республиках, краях, областях;

· формирование сети консультативных центров, информационной службы по вопросам коньюктуры рынка, организации маркетинга. Необходимо образование Российского маркетингового центра АПК, деятельность которого включает обеспечение информацией, прогнозом, ориентацией по межрегиональным и межотраслевым связям местных маркетинговых центров, предоставление данных о коньюктуре мирового рынка.

Вышеперечисленные тенденции должно способствовать формированию рыночных отношений, повышению эффективности, совершенствованию структуры агропромышленного комплекса, обеспечению продовольственной безопасности страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: