Заработная плата является формой распределения по труду, то есть денежным выражением основной части создаваемого на предприятиях необходимого продукта, поступающего в индивидуальное потребление работников. Оплата труда - это объем поступающих в распоряжение работника жизненных благ, обеспечивающих объективно необходимое воспроизводство рабочей силы.
Существовавшая ранее система централизованного планирования жестко регламентировала деятельность предприятий в вопросах оплаты труда. В обязательном порядке им доводились следующие показатели: ставки размеров индивидуального заработка; показатель среднего заработка; лимит численности занятых; направления и нормативы использования прибыли; размеры фондов оплаты труда и экономического стимулирования.
В рыночной экономике все вопросы оплаты труда решаются через рынок труда исходя из спроса и предложения на рабочую силу.
Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается реформой оплаты труда. Ее цель - создать принципиально новую и эффективную систему материального стимулирования работников. Основными принципами реформирования оплаты труда являются:
1. Вознаграждение работников в размерах, объективно отражающих количество и качество затраченного труда и результаты работы коллективов;
2. Предоставление предприятиям и организациям, функционирующим на основе различных форм собственности, максимальной самостоятельности в вопросах оплаты труда;
3. Государственная регламентация размеров минимальной заработной платы, обеспечивающая работникам различной квалификации нормальное воспроизводство рабочей силы.
Минимальный размер оплаты труда работника выступает в качестве социальной гарантии нормального воспроизводства рабочей силы.
В переходный период создается новый мотивационный механизм трудовой активности работников, призванный обеспечить оптимальное сочетание личных, коллективных и общественных интересов. На фонд оплаты труда все больше перемещаются функции удовлетворения основных потребностей работников и членов их семей. Это обусловлено в значительной мере изменением назначения общественных фондов потребления, которые в современных условиях должны гарантировать социальную защищенность прежде всего наименее обеспеченных слоев общества. Такой подход позволяет обеспечить большую социальную справедливость в распределительных отношениях, повысить стимулирующую роль оплаты по труду.
Реформа оплаты труда предполагает законодательное разграничение соответствующих полномочий между органами исполнительной власти различных уровней.
Основной функцией федеральных органов государственной власти Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда является законодательное установление в стране, применительно к территориальным и отраслевым особенностям, минимальных размеров оплаты труда, в основе которых должны лежать рассчитанные научными методами прожиточные минимумы и единая тарифная сетка.
Возложенная на государство функция может быть успешно реализована, если будут обеспечены:
1. Регулярные изменения в уровне минимальной оплаты труда работников в зависимости от роста инфляции и повышения эффективности производства во всех хозяйственных звеньях;
2. Усиление воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда на основе гибкой тарифной системы;
3. Повсеместное соблюдение общего для предприятий и организаций всех форм собственности принципа равенства оплаты за единицу общественно необходимых затрат труда;
4. Создание предприятиям и организациям независимо от сфер их деятельности, форм собственности и методов хозяйствования равных экономических возможностей для зарабатывания средств на оплату труда;
5. Гарантии полной самостоятельности предприятий в вопросах организации оплаты труда в пределах их компетенции, в том числе в выборе форм и систем оплаты труда.
Правительство России определяет порядок исчисления минимальных размеров оплаты труда, порядок индексации прожиточного минимума, а также порядок применения единой тарифной сетки, которая должна быть обязательной для всех предприятий и организаций страны независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
Органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации реализуют на своей территории комплекс мер по обеспечению установленных законодательством страны минимальных размеров оплаты труда на основе единой тарифной сетки.
Министерство труда и занятости населения Российской Федерации совместно с центральными экономическими ведомствами - Министерством экономики, Министерством финансов и другими - разрабатывают:
· единую методику оценки сложности труда работников предприятий (организаций) народного хозяйства для дифференциации ставок и окладов единой тарифной сетки;
· методические рекомендации для предприятий и организаций по повышению эффективности материального стимулирования, применению форм и систем оплаты труда;
· социальные нормативы для расчета потребительских бюджетов, используемых для определения минимальных размеров оплаты труда;
· систему социальной защиты населения, включая порядок индексации оплаты труда.
Предприятия (организации) полномочны решать все вопросы оплаты труда за исключением тех, которые отнесены к ведению органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также органов управления отраслями народного хозяйства.
Основным инструментом регулирования вопросов оплаты труда на уровне предприятий и организаций выступают коллективные договоры, заключаемые ежегодно между администрацией и трудовыми коллективами в лице профсоюзных комитетов. В коллективных договорах находят отражение конкретные условия воспроизводства рабочей силы и организации материального стимулирования на предприятиях. В них закрепляются следующие основные положения:
· периодический рост минимальных размеров и средней оплаты труда на основе реализации программ конкретных мероприятий по повышению эффективности производства;
· система конкретных тарифных ставок и окладов, установленная на основе единой тарифной сетки;
· формы и системы оплаты труда;
· порядок применения надбавок, доплат, премий и других видов вознаграждения;
· порядок оценки труда работников.
Вопросы оплаты труда, находящиеся в компетенции вышестоящих отраслевых органов управления, министерств и ведомств, регулируются с помощью тарифных соглашений, заключаемых ими не реже 1 раза в 2-3 года с соответствующими профсоюзными комитетами. К числу этих вопросов следует отнести:
· принятие отраслевых программ по обеспечению согласованных темпов роста оплаты труда;
· разработка систем дополнительных льгот и социальных гарантий;
· создание резервных фондов оплаты труда, предназначенных для оказания помощи трудовым коллективам предприятий (организаций), не обеспечивающим установленного государством роста минимальной оплаты труда и другие.