Государственное регулирование воспроизводства трудовых ресурсов

Понятие "трудовые ресурсы" введено в качестве планово-учетного измерителя рабочей силы. Трудовые ресурсы - это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, в создании материальных и нематериальных благ или услуг.

К трудовым ресурсам, в соответствии с действующим законодательством, относятся:

· трудоспособное население в трудоспособном возрасте, то есть мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины в возрасте от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп и неработающих мужчин в возрасте от 50 до 59 лет и женщин в возрасте от 45 до 54 лет, получающих пенсию по старости на льготных условиях;

· мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше, подростки моложе 16 лет, работающие на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Основные задачи государственного регулирования трудовых ресурсов следующие:

1. Обеспечение максимально возможной занятости трудоспособного населения, то есть удовлетворение потребностей населения в рабочих местах;

2. Эффективное использование труда;

3. Обеспечение потребностей отраслей и регионов страны в работниках необходимых профессий и квалификаций.

Занятость населения - это не противоречащая действующему законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им заработок или трудовой доход. В Российской Федерации занятость населения регулируется законодательными и нормативными актами, а также коллективными договорами и тарифными соглашениями.

Граждане имеют право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность). Государство обеспечивает проведение политики содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд.

К занятому населению относятся следующие граждане:

· работающие по найму (контракту) за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой (забастовка - это коллективное прекращение работы трудящимися по политическим или экономическим мотивам);

· самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве;

· избранные, назначенные или утверждаемые на оплачиваемую должность;

· военнослужащие и некоторые другие категории граждан.

Государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. В этих целях разрабатываются государственные, общественные, региональные, отраслевые программы занятости. Определяются территории и предприятия, где развитие рабочих мест особо поощряется государством.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют государственные учреждения, осуществляющие на регулярной основе посреднические операции между гражданами, ищущими работу, и работодателями на рынке труда, то есть биржи труда.

В Российской Федерации функции трудоустройства населения, оказания ему помощи в подборе работы, профессиональном обучении и переобучении выполняет Федеральная служба занятости населения.

Федеральная служба занятости населения (ФСЗН) - это система государственных органов, созданная для проведения единой государственной политики занятости на всей территории страны; образована в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения". В ее состав, наряду с федеральным звеном, входят службы занятости населения республик в составе России, а также центры занятости в краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах.

Службы занятости нижестоящих уровней подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам исполнительной власти в пределах их компетенции. Первичным звеном ФСЗН являются районные и городские центры. Они выполняют следующие функции:

· анализируют состояние и дают прогноз занятости, оценивают местный рынок труда, готовят предложения соответствующим органам государственного управления по формированию программ занятости;

· ведут учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства высвобожденных работников, регистрируют безработных, оказывают им помощь в подборе работы и трудоустройстве;

· обеспечивают население достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства, профессионального обучения и переобучения;

· осуществляют учет свободных рабочих мест на соответствующей территории;

· проводят профессиональную ориентацию населения;

· обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; оказывают работодателям помощь в подборе необходимых им работников, консультируют их и обеспечивают информацией о состоянии рынка труда;

· обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту незанятого населения.

Для регулирования спроса и предложения на рынке труда и реализации основных принципов и положений различных программ занятости необходимы значительные денежные ресурсы. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения. Источниками покрытия названных выше затрат являются: отчисления предприятий и организаций (в размере 1,5% фонда оплаты труда); бюджетные дотации; пожертвования, осуществляемые совместными и частными предприятиями.

Переход к рыночным отношениям обострил решение проблем, связанных с обеспечением занятости населения в России. Отсюда вытекает необходимость обеспечения социальных гарантий гражданам при потере работы, включая выплату пособий по безработице. В частности для лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу и не имеющих специальности, законодательно предусмотрено прохождение краткосрочных курсов по обучению профессиям, пользующимся спросом. Продолжительность такого обучения составляет, как правило, до 6 месяцев, а по некоторым сложным профессиям - до 1 года. В зависимости от уровня образовательной подготовки, индивидуальных особенностей людей, ищущих работу, эти сроки могут быть изменены.

Для граждан, потерявших работу и высвобожденных с предприятий, а также для тех из них, кто впервые ищет работу или желает возобновить трудовую деятельность, законодательно введены социальные гарантии и компенсации. Например, компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений включают: выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплату пособий по безработице; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки его выплаты состоят в следующем. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных безработными. Уволенным с предприятий по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем пособие по безработице выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка, исчисленного за последние 2 месяца по последнему месту работы; в течение следующих четырех месяцев - в размере 60%, в дальнейшем - 45%. Но во всех случаях пособие по безработице выплачивается в размере не ниже минимального заработка. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца.

Содействие обеспечению занятости и поддержку работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки хозяйства регионов и отраслей экономики, Правительство России считает основным направлением своей социальной политики на весь период экономических реформ. На современном этапе первостепенное значение имеют сдерживание массовой безработицы и недопущение образования зон социального бедствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: