Рис. 22. Кривая Лаффера
Снижение хозяйственной активности ведет к снижению темпов роста и соответственно к снижению бюджетных поступлений.
2. Внутренние займы – выпуск государством ценных бумаг, которые продаются юридическими и физическими лицами на основе добровольного решения или принуждения.
В любом случае приобретение облигаций государственного займа часть денежных средств населения и предприятий в результате замедляются инвестиционные процессы, снижается платежеспособный спрос населения, и в результате замедляются темпы экономического роста.
Размеры получаемых доходов снижаются, а следовательно изменяются и размеры бюджетных поступлений.
3. Внешние займы. Они связаны с получением кредита у специализирующих внешнеэкономических учреждений, у отдельных государств, размещением государством ценных бумаг среди иностранных граждан или юридических лиц.
Особенности внешнего займа состоят в том, что если займ предоставляется международными организациями, то они требуют согласования с ним социальной политики. В случае получения займа у иностранных государств обуславливается определение экономического и политического условия.
|
|
Размещение облигаций связано с высокими гарантиями их надежности. Правительство должно гарантировать троекратный залог своим имуществом или природными ресурсами. Но по внешним займам предстоит расплачиваться достаточно высокими процентами, что ведет к снижению ВНП.
4. Дополнительная эмиссия денег для покрытия дефицита бюджета, которую можно избежать только в том случае, если средства дефицита будут инвестированы в производственной отрасли экономики.
Бюджетно-налоговая политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВНП.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика – (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада и предполагает увеличение государственных расходов (G), снижение налогов (Т) или комбинацию этих мер.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика – (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
В краткосрочном периоде – позволяют снизить инфляцию спроса.
В долгосрочном периоде могут привести к стагорляции.
где Mg – мультипликатор государственных расходов.
Мультипликаторный процесс начинается, когда государственные расходы возрастают на и увеличивают доход на ту же величину, что, в свою очередь, дает прирост потребления. Этот прирост потребления (bG) увеличивает доходы и расходы. (b = MPC)
|
|
- первоначальное изменение расходов;
bG – первое изменение потребления;
b2G – второе изменение потребления.
= G(1+b+b2+...)
Мультипликатор государственных расходов =
- мультипликатор
Величину мультипликатора расходов и равновесный объем выпуска продукции могут быть найдены
Y = C + J + G
C = Ca + bY, где Са – автономное потребление, не за висящее от величины дохода
b = MPC
После математических преобразований получим:
, где
Ca + J + G – автономные расходы
С учетом налогообложения доходов изменится функция потребления:
, где
- мультипликатор расходов в закрытой экономике
t – предельная налоговая ставка
- прирост налогов
- прирост дохода
Чем ниже ставки налогообложения, тем выше эффект мультипликатора.
Аналогичное воздействие на равновесный уровень доходов окажет снижение или повышение налогов (Т), если Т ¯ (Мg) то Y на , и наоборот
Yp = Y – T
, где
можно представить как мультипликатор налогов:
Показатель налогового времени в экономике:
Налоговая функция имеет вид:
Т = t × y,
Тогда С = Са + b(y – t × y) = Са + b(y –t) y
- налоговый мультипликатор в закрытой экономике
Где Та - автономные налоги,не зависящие от дохода.
Если государственые расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину,то и равновесный обьём производства возрастает ----- в этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета
Если G + F = T - то бюджет сбалансирован
F- транспорт.
Циклический дефицит дефицит, вызванный сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности
Структурный дефицит – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
Иногда ВДцик = Вдфакт – ВДс
Монетизация дефицита – покрытие части дефицита дополнительным выпуском денежной массы.
В результате может возникнуть СЕНЬОРАЖ – доход государства от печатания денег, когда темпы роста денежной массы превышают темпы роста реального ВНП. Это приводит к повышению среднего уровня цен, в результате чего все платят инфляционный налог (JT).
JT = П × С + Д(П - i), где П – темп инфляции
С – наличность
Д – доходы
i – номинальная ставка (%)
11.Бюджетный дефицит и управление государственным долгом.
Государственный долг – сумма дефицитов бюджета за вычетом положительных сальдо за длительный промежуток времени.
Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Частный долг – общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.
Обслуживание государственного долга – выплата процентов по задолженности (амортизация долга) = R2 × Д, где
R2 – реальная ставка (%); Д – величина государственного долга.
Официальный бюджетный дефицит часто превышается на величину ПD (темп инфляции - П), и поэтому нужна поправка на инфляцию.
П = Rn – Rr, где Rn – номинальная ставка (%) (уравнение
Rr = - когда П > 20% Фишера)
Реальный ВДр = ВДн – ГДнг × П, где
ВДн – номинальный бюджетный дефицит;
ГДнг – государственный долг на начало года;
П – темп инфляции.
ГДр =
Одним из факторов экономического роста является соотношение
ГД на кон.г. = ГД н.г. + ВД ном.
Динамика этого соотношения зависит:
|
|
v От величины реальной ставки %-х выплат по долгу
v От темпов роста ВНПр
v От величины первичного государственного бюджета
Первичный дефицит государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и суммой %-х выплат по долгу.
ВД = (G + N + F) – T, где
ВД – общий
G – государственная закупка
N – Выплата по обслуживанию государственного долга
F – трансферты
Т – налоговые поступления в бюджет
ВДпер = (G + F) – T; N = D × Rr,где
N – выплаты по обслуживанию государственного долга
D – величина долга
Rr – реальная процентная ставка
МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
ВДпер Þ государственные займы Þ ГД Þ N Þ ВДобщ Þ новые государственные займы Þ долг Þ N и т.д.
Если реальная ставка % превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым – весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию государственного долга и возрастает соотношение
, характеризующее бремя долга.