Факторы и последствия экономического роста

Производственные возможности общества зависят от количества и качества налич­ных производственных факторов, капитала, технических знаний, труда и природных ресурсов.

Поскольку запас природных ресурсов ограничен, а прирост населения как фактор экономического роста необходимо исключить из рассмотрения, ибо целью является рост национального продукта надушу населения, остаются запас капитала и техни­ческие знания, Следовательно, качество труда и капитала являются определяющими факторами экономического роста.

На практике применяется такая классификация факторов экономического роста: по предметному признаку, т. е. по характеру, виду ис­пользуемых ресурсов. В соответствии с этой классификацией различают следующие группы факторов:

• объем, состав, качество природно-ресурсного потенциала страны;

• объем, состав, качество научно-технического потенциала;

• объем, состав, качество производственного потенциала (т. е. активных и пассивных основных фондов);

• объем, состав, качество трудового потенциала;

• объем финансового потенциала;

• уровень развития внешнеэкономических связей.

Для экономического роста необходимы частные и общественные инвестиции. Если мы стремимся к увеличению инвестиций из созданного национального продукта, нам необходимо на соответствующую величину уменьшить неинвестиционные компоненты совокупного спроса данного периода, т. е. увеличить сбережения. Следовательно, наш отказ от части потребления в настоящем, т. е. направленное на повышение объема инвести­ций увеличение сбережений, приведет к расширению производственного потенциала и более высокому потреблению в будущем. Этот компромиссный выбор представлен на рис.26. В исходной ситуации Y0 две страны находятся в одинаковом положении и имеют одинаковые темпы роста; при этом норма инвестиций в ориентированном на будущее (Япония) обществе 2, выше, чем в ориентированном на настоящее (Марок­ко) обществе 1.

Рисунок 26 – Динамика текущего и будущего потребления

Следовательно, каждое общество должно сделать выбор между объемами текуще­го и будущего потребления, что в конечном счете является проблемой разделения бремени внутри поколения или между поколениями. Общество, которое ограничива­ет инвестиции в настоящем, подрывает тем самым возможности потребления гряду­щих поколений. Если федеральное правительство в интересах стабильности отказы­вается от осуществления необходимых инвестиций в инфраструктуру (например, в транспорт или образование) и если оно, с другой стороны, в ходе запланированной реформы налогообложения (например, руководствуясь соображениями политики распределения) принимает рёшение об уменьшении государственных доходов, теку­щее потребление, как правило, возрастает.

Необходимо, чтобы полезность, упущенная в результате отказа от потребления в настоящем, компенсировалась приростом полезности от более высокого потребле­ния в будущем (оптимальный экономический рост). Нахождение правильного со­отношения оказывается практически неразрешимой задачей. Таким образом, макси­мальный экономический рост никак не может быть целью разумной экономической политики.

В классическом смысле рост национального продукта сопровождается расши­рением производства и потребления и, таким образом, увеличением ущерба окру­жающей среде. Но экономический рост отнюдь не обязательно связан с ухудшени­ем окружающей среды, так как абсолютно вредных побочных эффектов роста, по-видимому, не существует. Поэтому тезис о нулевом росте является несколько преждевременным. Объем наносимого природной среде ущерба определяется не темпами экономического роста, а степенью, в которой новые технологии, ориен­тированные на снижение затрат предприятия, перекладывают часть его издержек на общество. Кроме того, даже если экономический рост причиняет ущерб окру­жающей среде, допустимый объем разрешаемых загрязнений определяется за­конодательством. С другой стороны, нельзя не заметить, что высокие темпы эко­номического роста делают возможной защиту окружающей среды, которая не обременяет частное и общественное потребление.

Экономический рост сопряжен со структурными изменениями во всех перемен­ных, ибо большинство из них можно разбить на составные части, доля которых в общем итоге постоянно изменяется. В качестве примера можно упомянуть структуру доходов населения, государственных расходов и т. д. Мы ограничимся рассмотрением производственной и ценовой структур.

Обратимся к изменениям производственной структуры, под которой понимают долю отдельных секторов или отраслей в национальном продукте. Опыт показывает, что доля сельского хозяйства и производства сырья в общем выпуске постоянно сни­жается, тогда как доля сферы услуг постепенно увеличивается. Доля промышленно­го производства в странах с менее развитой экономикой в процессе экономического роста сначала повышается, но с достижением достаточно высокого уровня индустри­ального развития начинает сокращаться.

Нередко структурные сдвиги происходят тогда, когда экономика сталкивается с препятствиями или ограничениями. Если труд становится редким и дорогим, начина­ется рационализация производства; если земля является редким благом, строятся высотные здания; если имеет место сокращение спроса, должно изменяться предло­жение, и т. д.

В качестве основной причины сдвигов в производственной структуре рассматри­вается изменение структуры спроса.

С ростом дохода спрос на товары и услуги повышается неравномерно. Так, с увеличением дохода снижается доля расходов на продовольствие, особенно на основные продукты питания (картофель, хлеб и т. д.), и повышается доля расходов на дорогостоящие потребительские блага. Данный процесс, в форме «волн» спроса можно было наблюдать в ФРГ после Второй мировой войны: волны спроса на еду, одежду, жилье, автомобили, путешествия и иные способы проведения досуга.

С изменением производственной структуры возникает проблема принятия ре­шения. Абсолютный и даже относительный спад производства в отдельной отрасли или регионе означает возникновение социальных проблем для занятых в ней работников. Часть из них оказывается без работы или вынуждена смириться с относительным понижением заработной платы. Поэтому нередко возникает необходимость смены профессии или изменения социальных связей.

Но если государство консервирует сложившуюся экономическую структуру (на­пример, посредством дотаций) вместо того, чтобы с помощью более разумных дота­ций стимулировать адаптацию, его политика ограничивает экономический рост и утя­желяет налоговое бремя для общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: