double arrow

Методы философского познания

Плюрализм философского мышления

Слово pluralis - латинское, означает множественный. Под плюрализмом философского мышления понимается позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу философских концепций по одному и тому же вопросу. Термин «плюрализм» был предложен немецким философом Х.Вольфом в 1712 году. Плюрализм противоположен монизму.

Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано с выдвижением разнородных начал (например, «четырех стихий» - земли, воды, воздуха, огня). Дальнейшее развитие философии характеризуется усилением тенденций к плюрализму. При этом гносеологической основой плюралистических концепций выступает релятивизм.

Многообразие философских систем и учений, не только сменяющих друг друга во времени, но и одновременно существующих, было замечено философами давно. Но это многообра­зие оценивалось по-разному. Одних оно настраивало на скепти­цизм, т.е. на недоверие к любой философской идее. Скептики утверждают, что философия объективного знания не может дать, все ее положения произвольны, поэтому их вероятность одинакова. Другие философы не отрицали объективности философ­ской истины, но утверждали, что истинной может быть только одна философия. Такую позицию занимали догматики.

Великий диалектик Гегель в многообразии философских поисков увидел их единство. Он утверждал, что существует одна философия, которая раскрывает себя не сразу, а исторически, в процессе, восходя от односторонних, абстрактных определений ко все более полному, более конкретному содержанию. Каждая новая, более зрелая философская теория не отбрасывает, не от­вергает предшествующую, а диалектически «снимает», преодо­левая ограниченность, узость ее, включает прошлое в настоящее как его частный момент или случай.

Плюрализм находит свое выражение в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в экзистенциализме, прагматизме, конвенционализме, критическом рационализме. Например, К.Поппер, рассматривая плюрализм в гносеологии и методологии науки, отстаивает представление о множественности истин, абсолютизирует существование конкурирующих друг с другом концепций, многовариантность развития современного теоретического знания.

Основными методами, с помощью которых осуществляет­ся философское исследование, являются: диалектика, метафизи­ка, софистика, герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором предметы, явления рассматриваются с учетом общих за­кономерных связей и становления, развития, с учетом их внутренних противоречий, изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно (а не в целом), статично (игнорируя факт постоянных изменений, развития), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не допускается их единство).

Принципиальные различия между этими основными философскими методами как двумя противоположными концепциями можно представить так:

- если метафизика возводит в абсолют автономность вещей, их самостоятельность, то диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире;

- если метафизика сводит все изменения в реальной действительности только к количественным изменениям, то диалек­тика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов;

- если метафизика считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но не объективной действительности, то диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу;

- если для метафизики характерной особенностью всегда выступала односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого, то диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития.

В литературе встречаются термины «догматизм» и «эклектика».

Догматизм – восприятие реальной действительности через призму догм (убеждений, недоказуемых, «данных свыше», носящих абсолютный характер). Он был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – способ, основанный на произвольном соединении разрозненных понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Эклектика часто применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в эпоху Средневековья – в религии, в современной жизни – в рекламе).

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные посылок. Она была распро­странена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно и кому угодно», использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текста, предполагает понимание, сопереживание и истолкование отдельных изучаемых явлений в качестве момен­тов целостной жизни. В философской герменевтике человек предстает как существо, бытие которого заключается в понима­нии, т.е. понимание - это способ существования человека.

Философские методы универсальны, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не меняют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов. Философские методы являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения и развития, по-особому проявляющихся в зависимости специфики объекта.

Необходимость выбора и обоснования метода породила специфическую область философского и научно-теоретического знания - методологию (систему исходных принципов и начал, обобщенных методов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе). В философии каждое теоретическое положение выступает одновременно и методологическим принципом, значит, философская теория одновременно является и методом, поэтому философия выполняет общую методологическую функцию для всего науч­ного познания.

Дайте философскую интерпретацию следующих афоризмов:

Хорошая вещь закон, но не лучше философии. Закон принуждает не совершать преступлений, философия учит этому. Насколько хуже делать что-нибудь по принуждению, чем добровольно, настолько закон хуже философии. Поэтому занимайтесь философией, а не политикой. Лучше, когда люди учатся посту­пать по справедливости, чем принуждаются не совершать преступлений.

Тема 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: