Вопрос. Лекция 13. Манипулирование в социальных организациях

Лекция 13. Манипулирование в социальных организациях.

План лекции:

1. Манипулирование как реализация корыстных интересов

2. Цели и виды манипулирования – экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.

3. Манипуляторы и способы защиты от манипулирования.

Кукол дергают за нитки,

На лице у них улыбки,

И играет клоун на трубе.

И в процессе представленья

Создается впечатленье,

Что куклы пляшут сами по себе.

Андрей Макаревич

Управленческую деятельность можно рассматривать как процесс обмена или трансформации имеющихся и доступных ресурсов.

В отличии от экономических отношений – управление вовлекает в процесс обмена материальными, духовными и эмоциональными ценностями.

За видимой формальной стороной трудовых отношений скрывается глубокая неформальная их часть. Управление в социальных системах редко ограничивается простым согласованием поставленных целей.

С этих позиций социальное управление можно представить как маркетинг, цена собственного товара старательно преувеличивается по сравнению с ценой, которая должна быть. Именно на этих принципах базируется значительное число методов социально-психологического управления.

На практике встречаются ситуации, когда в силу условий задач стоящих перед управленцами цели оказываются не совместимыми с целями участников. В таких случаях субъект управления прибегает к приему, который именуется как манипулирование.

Он не просто управляет, воздействуя на объект, а полностью его игнорирует, пренебрегая его собственными интересами.

В манипуляции в качестве объекта выступает человек. Ценности и значение человеческой личности сводятся манипулятором к полезности с точки зрения собственных сиюминутных задач.

По содержанию манипулирование – форма управления, при которой игнорируются собственные цели и интересы объекта управления. Они могут игнорироваться полностью или признаваться формально, но при принятии управленческих решений не принимаются в расчет в качестве составляющих цель управления.

По форме манипулирование – социально-психологический обман (мошенничество), построенное на фиктивном признании интересов партнера.

Манипулирование имеет психологическую и психиатрическую природу (акты гипноза, когда сознание отключается), т.е. его цели помимо его воли подменяются целями манипулятора. В социологии манипулирование не должно иметь столь зловещего смысла.

Приемов обеспечивающих манипулирование индивидуальным и массовым сознанием очень много. В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы выделяют:

- экономическое (увеличение номинальной ставки заработной платы, выплата незначительных премий, доплат при высокой инфляции);

- политические (использование политических механизмов);

- бюрократическое или организационное (затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя и т.д.);

- идеологическое (предполагает неискренность, фальшивость в сфере общественных и личных идеалов);

- психологическое (является простейшим и входит в состав всех вышеперечисленных, выступает в качестве прелюдий к другим, например, внешняя внимательность и тактичность при внутреннем равнодушии);

- манипуляции широко распространены в сфере семейных, дружеских отношений, где цели манипулятора могут носить интимно-психологический характер

"Манипулятор - цирковой артист-фокусник, искусно манипулирующий различными предметами", - так определяет интересующее нас понятие словарь иностранных слов. Манипулятор в жизни, не на сцене, манипулирует не менее искусно - нами. "Различные предметы" для него мы с вами. Фокусник переворачивает цилиндр вверх дном и из него выпрыгивают мыши. Нравится быть мышью? И все же каждый из нас не раз и не два превращался в этих не слишком толковых зверьков под внимательным, хищным взглядом кошки - манипулятора. Видимо, стоит пристальнее вглядеться в это явление, понять азы "злого искусства манипуляции".

Манипулятор сталкивается с агрессивным состоянием внешней среды. Он должен перехитрить внешнюю среду. Все манипулируют людьми, но цели этого различны.

Причинами, толкающими лидера к манипуляции, могут выступать:

1. Изначальное несовпадение интересов;

2. Невозможность компромисса;

3. Объективное и субъективное отсутствие эквивалента удовлетворения и замена его «суррогатом».

Цели манипулирования заключены в следующем:

- в стремлении использовать силы и жизненное время другого человека- корысть - «Ты ‑ средство в достижении моих целей»;

- самоутверждение - «Я- сильный, а ты- слабый».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: