Трелевка канатными установками
Тракторная трелевка
Для трелевки могут применяться тракторы общего назначения, специальные трелевочные тракторы и многооперационные лесозаготовительные машины. При трелевке в полупогруженном или полуподвешенном положении в зависимости от того, какая часть пачки закреплена на тракторе, различают трелевку комлями вперед или вершинами вперед.
Объем пачки, трелюемой трактором, должен соответствовать силе тяги на крюке, тяговому усилию лебедки, силе тяги трактора по сцеплению и допустимой грузоподъемности.
Канатные трелевочные установки (КТУ) применяют в условиях переувлажненных грунтов или сильно пересеченной местности.
Для канатных трелевочных установок характерна передача тягового усилия на значительные расстояния. При этом энергетическая установка остается на месте, а усилие передается с помощью канатной тяги. Основными узлами КТУ являются мачты, канатоблочная оснастка, лебедка и грузовая каретка, к которой с помощью чокеров крепятся трелюемые лесоматериалы.
|
|
В зависимости от типа установки мачты (опоры) подразделяются на головные, тыловые и промежуточные. Мачты служат для крепления на них части канатоблочной оснастки, которые включают в себя канаты, тяговый, возвратный, тяговый несущий и тягово-грузоподъёмный. Лебедки служат в качестве привода.
КТУ классифицируют по способу перемещения лесоматериала, числу пролётов, количеству канатов, способу создания запасов каната и назначению.
В практике получили распространение КТУ различных видов: неподвесные и полуподвесные установки с несущими канатами и без них, проволочные и канатные лесоспуски, подвесные установки разнообразных систем — однопролетные и многопролетные.
Полуподвесные установки подразделяют на два класса: без несущего каната и с несущим канатом.
Установки без несущего каната применялись в основном в заболоченной местности. При их работе основную часть пути пачка полностью соприкасалась с поверхностью, вдоль которой она двигалась, а на расстоянии 50-60 м от мачты передняя часть пачки приподнималась.
Установки с несущим канатом позволяют трелевать пачку в полуподвешенном состоянии от места начала движения до головной мачты, что существенно уменьшает сопротивление движению.
Трелевка древесины в подвешенном состоянии является более рациональной, поскольку вес транспортируемого груза полностью передается несущему канату.
Предполагает освоение лесных массивов с использованием летательных аппаратов. Все погрузочно-разгрузочные операции должны производиться в режиме зависания в воздухе на необходимой высоте.
|
|
Летательные аппараты для вывозки леса должны быть безбалластными; обладать способностью зависать в воздухе во время погрузочно-разгрузочных работ при отсутствии швартовых устройств; осуществлять погрузочно-разгрузочные работы с длинномерными грузами при скорости ветра до 10-12 м/с независимо от его направления; обнаруживать груз в любой точке разрабатываемых массивов независимо от времени года и погодных условий; иметь возможность перевозить рабочих и технику; горючесмазочные материалы; проводить авиахимические работы, тушить пожары в лесу.
Экономическая эффективность от применения летательных аппаратов обусловлена следующими факторами:
1. упрощается технология и снижается трудоемкость лесосечных работ;
2. отпадает необходимость в строительстве, ремонте и содержании лесовозных магистралей, веток и усов, приобретении и ремонте тягового и прицепного состава для перевозки леса;
3. сокращается число рабочих, занятых на вывозке леса;
4. создаются возможности для круглогодичной работы на лесозаготовках независимо от природно-климатических условий;
5. обеспечивается удобная и быстрая ежедневная доставка рабочих в любой пункт арендной базы;
6. становится возможной заготовка леса в ранее недоступных местах.
Применяются два типа летательных аппаратов: вертолёты и аэростаты.
К недостаткам вертолетной трелевки относится прежде всего ее высокая стоимость.
Применение вертолетов экономически оправдано в случаях когда существует необходимость в срочной трелевке для удаления древесины из молодняков, пострадавших от стихийных бедствий; если требуется вывоз из насаждений деревьев, пораженных насекомыми или болезнями; если необходимо осуществить транспортировку древесины до понижения ее качества; если требуется освоение насаждений на крутых склонах, болотистых участках; если стоит задача сохранить декоративно-эстетическую ценность ландшафта.
Вертолеты, используемые для трелевки, можно разделить на три группы:
-тяжелые (грузоподъемность 5,5-9 т);
-средние (3,3-4,1 т);
-легкие (менее 3,3 т).
Типовой рабочий цикл при воздушной трелевке древесины вертолетами включает в себя следующие операции:
-перелет вертолета к месту погрузки;
-зависание над грузом, во время которого чокеровщик подвешивает груз древесины к концу несущего троса;
-перелет с грузом с лесосеки на верхний склад;
-зависание над лесоскладом для спуска и отцепки груза.
Аэростатная трелевка имеет следующие преимущества:
- возможность использования цепной аэростатно-тросовой системы, т.е. работы нескольких аэростатов в одной линии, что позволяет увеличить расстояние трелевки до 7-10 км;
- возможность использования аэростатов большой грузоподъемности (5-10 т);
- трелевка аэростатом может выполняться как вверх по склону так и вниз.
Аэростаты, применяемые для трелевки леса, представляют собой тросовую подвесную систему, обладающую подъемной силой.
Погодные условия при аэростатной трелевке играют определяющую роль. Во время работ ветер не должен превышать 5 м/с.