Воздушная трелевка

Трелевка канатными установками

Тракторная трелевка

Для трелевки могут применяться тракто­ры общего назначения, специальные трелевочные тракторы и многооперационные лесозаготовительные машины. При трелевке в полупогруженном или полуподве­шенном положении в зависимости от того, какая часть пачки зак­реплена на тракторе, различают трелевку комлями вперед или вершинами вперед.

Объем пачки, трелюемой трактором, должен соответствовать силе тяги на крюке, тяговому усилию лебедки, силе тяги тракто­ра по сцеплению и допустимой грузоподъемности.

Канатные трелевочные уста­новки (КТУ) применяют в условиях переувлажненных грун­тов или сильно пересеченной местности.

Для канатных трелевочных установок характерна передача тя­гового усилия на значительные расстояния. При этом энергети­ческая установка остается на месте, а усилие передается с помо­щью канатной тяги. Основными узлами КТУ являются мачты, канатоблочная оснастка, лебедка и грузовая каретка, к которой с помощью чокеров кре­пятся трелюемые лесоматериалы.

В зависимости от типа установки мачты (опоры) подразделя­ются на головные, тыловые и промежуточные. Мачты служат для крепления на них части канатоблочной оснастки, которые включают в себя канаты, тяговый, возвратный, тяговый несущий и тягово-грузоподъёмный. Лебедки служат в качестве привода.

КТУ классифицируют по способу перемещения лесоматериала, числу пролётов, количеству канатов, способу создания запасов каната и назначению.

В практике получили распространение КТУ различных видов: неподвесные и полуподвесные установки с не­сущими канатами и без них, проволочные и канатные лесоспу­ски, подвесные установки разнообразных систем — однопролетные и многопролетные.

Полуподвесные установки подразделяют на два класса: без не­сущего каната и с несущим канатом.

Установки без несущего каната применялись в основном в за­болоченной местности. При их работе основную часть пути пачка полностью соприкасалась с поверхностью, вдоль которой она дви­галась, а на расстоянии 50-60 м от мачты передняя часть пачки приподнималась.

Установки с несущим канатом позволяют трелевать пачку в полуподвешенном состоянии от места начала движения до головной мачты, что существенно уменьшает сопротивление движению.

Трелевка древесины в подвешенном состоянии является более рациональной, поскольку вес транспортируемого груза полностью передается несущему канату.

Предполагает освоение лесных массивов с использованием летательных аппаратов. Все погрузочно-разгрузочные операции должны произво­диться в режиме зависания в воздухе на необходимой высоте.

Летательные аппараты для вывозки леса долж­ны быть безбалластными; обладать способностью зависать в воз­духе во время погрузочно-разгрузочных работ при отсутствии швартовых устройств; осуществлять погрузочно-раз­грузочные работы с длинномерными грузами при скорости ветра до 10-12 м/с независимо от его направле­ния; обнаруживать груз в любой точке разрабатываемых масси­вов независимо от времени года и погодных условий; иметь воз­можность перевозить рабочих и технику; горючесмазочные ма­териалы; проводить авиахимические работы, тушить пожары в лесу.

Экономическая эффективность от применения летательных аппаратов обусловлена следующими факторами:

1. упрощается технология и снижается трудоемкость лесосечных работ;

2. отпадает необходимость в строительстве, ремонте и содержа­нии лесовозных магистралей, веток и усов, приобретении и ре­монте тягового и прицепного состава для перевозки леса;

3. сокращается число рабочих, занятых на вывозке леса;

4. создаются возможности для круглогодичной рабо­ты на лесозаготовках независимо от природно-климатических усло­вий;

5. обеспечивается удобная и быстрая ежедневная доставка рабо­чих в любой пункт арендной базы;

6. становится возможной заготовка леса в ранее недоступных ме­стах.

Применяются два типа летательных аппаратов: вертолёты и аэростаты.

К недостаткам вертолетной трелевки относится прежде всего ее высокая стоимость.

Применение вертолетов экономически оправдано в случаях когда существует необходимость в срочной трелевке для уда­ления древесины из молодняков, пострадавших от стихийных бедствий; если требуется вывоз из насаждений деревьев, пораженных насекомыми или болезнями; если необходимо осуществить транспортировку древесины до понижения ее каче­ства; если требуется освоение насаждений на крутых склонах, боло­тистых участках; если стоит задача сохранить декоративно-эстетиче­скую ценность ландшафта.

Вертолеты, используемые для трелевки, можно разделить на три группы:

-тяжелые (грузоподъемность 5,5-9 т);

-средние (3,3-4,1 т);

-легкие (менее 3,3 т).

Типовой рабочий цикл при воздушной трелевке древесины вертолетами включает в себя следующие операции:

-перелет вер­толета к месту погрузки;

-зависание над грузом, во время которого чокеровщик подвешивает груз древесины к концу несущего троса;

-перелет с грузом с лесосеки на верхний склад;

-зависание над лесоскладом для спуска и отцепки груза.

Аэростатная трелевка имеет следующие преимущества:

- воз­можность использования цепной аэростатно-тросовой системы, т.е. работы нескольких аэростатов в одной линии, что позволяет увеличить расстояние трелевки до 7-10 км;

- возможность исполь­зования аэростатов большой грузоподъемности (5-10 т);

- трелев­ка аэростатом может выполняться как вверх по склону так и вниз.

Аэростаты, применяемые для трелевки леса, представляют со­бой тросовую подвесную систему, обладающую подъемной силой.

Погодные условия при аэростатной трелевке играют определя­ющую роль. Во время работ ветер не должен превышать 5 м/с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: