Сущность, виды и методы международной конкуренции

Тема 4 Международная конкуренция

Группа стран с переходной экономикой

К этой группе относят государства, которые с 80 – 90-х гг. осуществляют переход от социалистической экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран – бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.).

Общими чертами экономического развития стран с переходной экономикой являются:

· отказ от централизованного планирования и регулирования экономического развития;

· повышение степени открытости экономики (либерализация);

· приватизация государственной собственности;

· использование таких факторов экономического роста, как расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций, структурная перестройка экономики, борьба с инфляцией, перестройка валютной системы и др.;

· переориентация внешнеэкономических связей на Запад.

Страны с переходной экономикой производят около 17-18% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) – менее 2%, бывшие советские республики – более 4% (в том числе Россия – около 3%), Китай – около 12%.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите различные подходы к классификации стран в мировой экономике.

2. На основании, каких критериев осуществляется классификация стран в мировой экономике?

3. Охарактеризуйте роль развитых стран в мировой экономике.

4. Назовите участников «большой семерки».

5. В чем особенности экономического положения?

6. Опишите особенности развития стран с переходной экономикой.

Конкуренция – это экономическое соперничество, противоборство рыночных субъектов, хозяйствующих в условиях ограниченных возможностей, за максимизацию своих экономических выгод от хозяйственной деятельности. Конкуренция – это естественная, единственно возможная и эффективная форма экономических отношений в условиях экономической обособленности производителей, разделения труда и свободы предпринимательства.

Существуют различные виды международной конкуренции, которые можно классифицировать по следующим признакам:

· по возможности влияния на рыночные сделки выделяют совершенную и несовершенную конкуренции;

· по соответствию правовым нормам конкуренцию делят на добросовестную (честную) и недобросовестную (нечестную). Примером последней может служить демпинг;

· по методам ведения конкурентной борьбы различают ценовую и неценовую. В первом случае конкуренция ведется путем снижения цен, проведения сезонных распродаж или использования системы скидок к цене. Во втором – путем повышения качества товара и улучшения его потребительских свойств, совершенствованием дизайна и расширением ассортимента, улучшения условий продажи и послепродажного сервиса.

В настоящее время на мировых рынках преобладает неценовая конкуренция. Связано это с относительным насыщением рынка товарами массового спроса, ростом доходов потребителей и повышением их требовательности. В этих условиях ведущие позиции среди неценовых факторов конкуренции занимают экологичность продукции, высокий уровень гарантийного и послегарантийного обслуживания, реклама, зачет сданного товара в качестве первоначального взноса за новый товар, уровень и перечень сопутствующих дополнительных услуг и др.

В современной практике реализации произведенной продукции на мировых рынках часто используют и такие методы ведения конкурентной борьбы, как:

· функциональная конкуренция, т.е. конкуренция между товарами (объектами) – заменителями, когда в одном отделе магазина собирают товары одного функционального назначения. Например, товары интеллектуального типа (шахматы, лото, шашки и др.);

· видовая конкуренция, т.е. конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, различающимися по каким-то важным для потребителя параметрам или характеристикам (телевизоры марки «Витязь», «Горизонт» и др.);

· предметная конкуренция, т.е. конкуренция между товарами идентичными, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающиеся качеством изготовления или имеющие незначительные отличия;

· скоростная конкуренция, т.е. соперничество, которое основано на разном времени изготовления заказов или предоставлении услуг по одной и той же цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: