Этот способ задания дискретных автоматов основан на использовании направленных графов.
Граф произвольного дискретного автомата представляет собой комбинацию вершин и ребер, изображаемых на рисунках кружочками и соединяющими их стрелками соответственно. Вершины отождествляются с состоянием автомата, а ребра – с входными сигналами. Если входной сигнал xi вызывает переход автомата из состояния aj в состояние ak, то на графе автомата этому сигналу соответствует обозначенная буквой xi стрелка, соединяющая вершину, соответствующую состоянию aj, с вершиной, соответствующей состоянию ak.
При этом, разумеется, не исключается случай, когда вершины aj и ak совпадают.
Для задания функции выходов автомата Мили ребра графа (стрелки) обозначаются не только входными, но и соответствующими им выходными сигналами. Если, например, обозначенная входным сигналом xi стрелка соединяет вершину aj с вершиной ak, то ей приписывается выходной сигнал и она обозначается на графе xi / zm. Это означает, что если на автомат, находящийся в состоянии aj, будет подан входной сигнал xi, то на выходе появится выходной сигнал zm и автомат перейдет в состояние ak.
|
|
В случае автомата Мура, когда выходные сигналы зависят только от внутреннего состояния, в котором находится автомат, и не зависят от входных сигналов, принято обозначать выходными сигналами не ребра (стрелки), а вершины графа.
Таким образом, на графе автомата Мура каждая вершина имеет два обозначения: одно, показывающее состояние автомата, и другое – выходной сигнал, который отмечает данное состояние автомата независимо от того, каким путем (по какому ребру) пришел автомат в это состояние.
|
|
Примеры графов автоматов Мили и Мура приведены на рисунках 1.6 и 1.7 соответственно.
Граф автомата, благодаря введенным на нем обозначениям вершин и ребер, полностью задает автомат при условии, что каким-то образом, например, индексом a 0, отмечена вершина графа, соответствующая начальному состоянию этого автомата.