Конспект лекций 9 страница. Признаки исполнительной власти

Признаки исполнительной власти:

1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.

2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.

3. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.

4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.

5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.

6. Применение норм административного принуждения.

7. Подготовка и издание правовых актов управления.

8. Правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).

2. Система федеральных органов исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти

Конституция РФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только в 1997 г. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" установил такое правило. Поэтому система устанавливалась указами Президента РФ.

После избрания Президента (1996 г.) была установлена система федеральных органов исполнительной власти (Указы Президента РФ от 14 августа 1996 г. и от 6 сентября 1996 г.), включающая министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель Государственного комитета РФ и председатель федеральной комиссии России.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

3. Правительство Российской Федерации: понятие, порядок формирования, организация деятельности.

Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

издание правовых актов управления;

использование распорядительных и контрольных полномочий;

заключение административных договоров;

проведение организационных мероприятий.

4. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

5. Основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации.

Конституция предусматривает различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.

Одно из них — заявление Правительства об уходе в отставку. Правительство уходит в отставку в полном составе. Закон допускает также возможность ухода в отставку отдельных членов Правительства по личной просьбе. Однако персональная отставка министра (или нескольких министров) не влечет за собой отставки всего Правительства и, в принципе, должна рассматриваться как нормальное явление в государственной службе.

Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это — следствие обострения противоречий между ними. На практике бывают случаи, когда Правительство не желает уходить в отставку добровольно или Президент не предложил такого «дипломатического» способа отставки по собственному желанию. Отставка Правительства по решению Президента (п.2 ст.117) не требует соблюдения каких-либо предварительных условий (к примеру, предупреждения об отставке и т.д.). Она может быть осуществлена в любое время и независимо от отношения парламента к деятельности Правительства. Раньше по Закону «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» (ст.11) решение об отставке Правительства по инициативе Президента принималось им с согласия парламента. В этом случае в известном смысле можно говорить о подотчетности Правительства Президенту (так и было записано в ст.122 прежней Конституции).

Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум недоверия (в других странах также резолюция порицания) — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. В этом отношении можно говорить об ответственности Правительства перед Государственной Думой на условиях, предусмотренных п.3 и 4 ст.117. По Конституции пределы этой ответственности фактически определяются Президентом. При выражении недоверия (или отказе в доверии) Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем состоит специфика исполнительной власти в Российской Федерации?
  2. Возможно ли установление неприкосновенности членов Правительства Российской Федерации?
  3. Каковы полномочия Правительства Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации? Вправе ли правительство издавать постановления по предметам совместного ведения? Какую правовую позицию по данным вопросам сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации?
  4. Вправе ли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства издавать правовые акты? Мотивируйте свой ответ ссылками на конкретные примеры из практики.

Нормативно-правовые акты

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 48 c.

Основная литература

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т. 2 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма; Инфра-М, 2010.- 928 c.

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т.1 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма;Инфра-М, 2010.- 864 c.

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.А. Авакьян, 2010

Дополнительная литературы

Васильева С.В. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев.- М.: Эксмо, 2010.- 560 c.

Добрынин Н. М., Конституционное (государственное) право Российской Федерации [Текст]: учебник/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Добрынин Н. М., Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Жан-Поль Жакке Конституционное право и политические институты [Текст]: учебное пособие/ Жан-Поль Жакке, 2009.

Зорькин В. Д., Россия и Конституция в XXI веке [Текст]: учебник/ В. Д. Зорькин,, 2008.

Карпов А.В. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие: Теория государства и права/ А.В. Карпов.- М.: Омега-Л, 2010.- 205 c.

Концепция развития российского законодательства [Текст] /Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова.-М.: Эксмо,2010.-736 с.

Хабриева Т.Я. Толкование конституции Российской Федерации: теория и [Текст]: учебное пособие/ Т.Я. Хабриева, 2009.


Тема 19 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Цели занятия:

1.рассмотреть конституционно-правовой орган конституционного контроля, его полномочия и пределы компетенции.

2 выработать умения и навыки работы с нормативно- правовыми актами такими как: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ и т.д.

3.воспитать интерес к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова: государство, органы законодательной власти, органы исполнительной власти.

План

1. Понятие и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, структура, виды, основные полномочия.

3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: понятие и виды.

4. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

5. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: понятие, порядок формирования, полномочия.

законе и конкретизированы в региональном законодательстве.

1. Понятие и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» устанавливает, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституция (устав) субъекта РФ устанавливает должность высшего должностного лица субъекта РФ. Соответственно, в такую систему входят: президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства - Республика Хакассия); законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), также судебные органы, представленные судьями. В ряде субъектов РФ (республик) статус судебных органов расходится с тем статусом, который определен Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, структура, виды, основные полномочия.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Так, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным (представительным) органом государственной власти этой республики является Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея. В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом, в Уставе (Основном Законе) Саратовской области (ст. 68) - областной Думой, в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) - Думой Чукотского автономного округа и т.д.

Большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия <*>, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты.

3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: понятие и виды.

рганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть.

Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев, областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

организации исполнительной власти и ее соотношений с полномочиями главы государства республики можно выделить несколько основных разновидностей.

1. Правительство является органом исполнительной власти, подотчетным президенту республики (главе республики), хотя ответственно и перед парламентом. (Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и др.). В данной группе республик правительство фактически работает под непосредственным руководством главы государства.

2. Глава государства возглавляет систему исполнительной власти и является председателем Правительства (например Республика Коми, Бурятия). В этой группе республик имеет место прямое слияние функций главы государства и главы правительства в одном лице.

3. Формирование Правительства и организация исполнительной власти осуществляются коллегиальными органами (Дагестан и некоторые др.).

4. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта РФ сосредоточивает в своих руках большие полномочия: практически распоряжается бюджетом субъекта Федерации, утвержденным законодательным органом, вправе издавать и издает нормативные акты, затрагивающие в том числе и некоторые права граждан (на местном уровне), формирует аппарат управления. Как субъект системы разделения властей принимает активное участие в системе «сдержек и противовесов». Данное обстоятельство выражается в реализации права требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта федерации его конституцией (уставом); вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации с правом совещательного голоса

  1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: понятие, порядок формирования, полномочия.

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ; 3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета; 3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите систему органов законодательной и исполнительной государственной власти субъектов РФ?

2. Охарактеризуйте законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ?

3. Дайте характеристику исполнительной власти в системе органов государственной власти субъектов РФ: порядок формирования, состав, структура, компетенция, правовые акты: А) правовой статус президента, губернатора, главы субъектов РФ?

4. Каковы особенности организации государственной власти в Челябинской области?

Нормативно-правовые акты

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 48 c.

Основная литература

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т. 2 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма; Инфра-М, 2010.- 928 c.

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т.1 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма;Инфра-М, 2010.- 864 c.

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.А. Авакьян, 2010

Дополнительная литературы

Васильева С.В. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев.- М.: Эксмо, 2010.- 560 c.

Добрынин Н. М., Конституционное (государственное) право Российской Федерации [Текст]: учебник/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Добрынин Н. М., Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Жан-Поль Жакке Конституционное право и политические институты [Текст]: учебное пособие/ Жан-Поль Жакке, 2009.

Зорькин В. Д., Россия и Конституция в XXI веке [Текст]: учебник/ В. Д. Зорькин,, 2008.

Карпов А.В. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие: Теория государства и права/ А.В. Карпов.- М.: Омега-Л, 2010.- 205 c.

Концепция развития российского законодательства [Текст] /Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова.-М.: Эксмо,2010.-736 с.

Хабриева Т.Я. Толкование конституции Российской Федерации: теория и [Текст]: учебное пособие/ Т.Я. Хабриева, 2009.


Тема 20 Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации

Цели занятия:

1.рассмотреть конституционно-правовой судебной власти ее полномочия и пределы компетенции.

2 выработать умения и навыки работы с нормативно- правовыми актами такими как: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ и т.д.

3.воспитать интерес к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова: государство, судебная власть, разделение властей, судебная система, Конституционный Суда РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

План

1. Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации.

2. Судебная система Российской Федерации: конституционно- правовые основы.

3. Конституционные принципы правосудия.

4. Судебная власть в субъектах Российской Федерации.

5. Органы судейского сообщества: понятие и виды.

6. Система органов прокуратуры в Российской Федерации

1. Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации.

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

2. Судебная система Российской Федерации: конституционно- правовые основы.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: