Конспект лекций 10 страница

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

3. Конституционные принципы правосудия.

Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

4. Судебная власть в субъектах Российской Федерации.

удами субъекта РФ являются Конституционный (уставной) трибунал и мировые судьи.

Конституция Российской Федерации не упоминает конституционные (уставные) суды. Совместно с тем отдельные её положения имплицитно допускают их образование в субъектах Федерации. К таким можно отнести прежде всего общие установления:

* свойства Российской Федерации как демократического федеративного правового страны (ч. 1 ст. 1). Конституционный (уставный) контроль в субъектах Федерации, ежели исходить из безупречного положения вещей, способен лишь усилить их демократический правовой потенциал. Сразу признание схожих судов свидетельствует об институциональной самостоятельности частей Федерации и децентрализации конституционной юстиции, в чем и проявляется настоящий федерализм;

* провозглашение прав и свобод человека в качестве высшей ценности, возложение на правительство обязанности защищать их, в том числе средством правосудия (ст. 2, 18, 46). Естественно, что эту обязанность несут не только Русская Федерации в целом, но и её субъекты, опирающиеся на свои правозащитные университеты;

* нормы, закрепляющие характеристики русской гос власти, которая работает как единая система (ч. 3 ст. 5), но в то же время на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Субъекты Федерации, образуя собственные органы гос власти (ч. 2 ст. 11), призваны управляться названными принципами, также, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 18 января 1996г.1), в основном исходить из федеральной схемы взаимоотношений органов исполнительной и законодательной власти. Нормотворчество крайних, как понятно, контролируется Конституционным Трибуналом РФ. Следовательно, и на региональном уровне, где складываются подобные дела (возможны и такие же правовые споры), орган, способный выступать в качестве арбитра, нужен и уместен.

5. Органы судейского сообщества: понятие и виды.

рганизация и деятельность органов судейского сообщества урегулированы Федеральным законом от 15 февраля 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Органы судейского сообщества как выразители интересов судей – носители судебной власти – важнейший институт обеспечения их независимости.

Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия.

Органы судейского сообщества включают:

Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;

собрания судей ВС РФ и ВАС РФ;

съезды судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между съездами избираемые ими советы судей;

Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей.

Органы судейского сообщества:

обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей;

представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок формирования деятельности органов судейского сообщества устанавливается Всероссийским съездом судей.

Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится: отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса.

Создаются Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей ВС РФ, судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных судов, а также ВАС РФ и других арбитражных судов.

Квалификационные коллегии судей ВС РФ и ВАС РФ избираются на собрании этих судов, квалификационные коллегии судов общей юрисдикции в субъектах Федерации избираются на съездах указанных судов, квалификационные коллегии арбитражных судов – на съездах судей соответствующих судов, военных судов – на съездах судей этих судов.

После образования Судебного департамента при ВС РФ в его полномочия входит создание необходимых условий для работы органов судейского сообщества и согласования ряда принимаемых им решений с данными органами.

6. Система органов прокуратуры в Российской Федерации

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная

система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением

Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с указом

от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась прокуратура

как государственно-правовой институт)

Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ,

организованный в соответствии с административно-территориальным делением РФ

(территориальные органы прокуратуры или в соответствии с построением отношений

в различных сферах (экологии, в ВС) а также не совпадающих с

административно-территориальным делением страны (специализированные

прокуратуры))

Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не относятся ни к

одной ветви власти) выполняющей функции одного из элементов системы

уравновешивания в механизме разделения властей.

Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности,

обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково место и роль судебной власти в системе государственной власти РФ?

2. Охарактеризуйте особенности конституционных основ судебной власти в РФ?

3. Какова правовая природа правового статуса Конституционного Суда РФ

4. Назовите порядок избрания, состав, компетенция, формы деятельности, правовые акты Конституционного Суда РФ.

Нормативно-правовые акты

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 48 c.

Основная литература

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т. 2 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма; Инфра-М, 2010.- 928 c.

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т.1 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма;Инфра-М, 2010.- 864 c.

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.А. Авакьян, 2010

Дополнительная литературы

Васильева С.В. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев.- М.: Эксмо, 2010.- 560 c.

Добрынин Н. М., Конституционное (государственное) право Российской Федерации [Текст]: учебник/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Добрынин Н. М., Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Жан-Поль Жакке Конституционное право и политические институты [Текст]: учебное пособие/ Жан-Поль Жакке, 2009.

Зорькин В. Д., Россия и Конституция в XXI веке [Текст]: учебник/ В. Д. Зорькин,, 2008.

Карпов А.В. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие: Теория государства и права/ А.В. Карпов.- М.: Омега-Л, 2010.- 205 c.

Концепция развития российского законодательства [Текст] /Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова.-М.: Эксмо,2010.-736 с.

Хабриева Т.Я. Толкование конституции Российской Федерации: теория и [Текст]: учебное пособие/ Т.Я. Хабриева, 2009.


Тема 21 Конституционный Суд Российской Федерации

Цели занятия:

1.рассмотреть конституционно-правовой органа конституционного контроля, его полномочия и пределы компетенции.

2 выработать умения и навыки работы с нормативно- правовыми актами такими как: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ и т.д.

3.воспитать интерес к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова: государство, судебная власть, разделение властей, судебная система, Конституционный Суда РФ.

План

1. История становления института конституционного контроля в России.

2. Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации и организация его деятельности.

3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.

5. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении реализации Конституции России.

1. История становления института конституционного контроля в России.

Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гаран-тии утверждаются как основной и определяющий критерий пра-вового характера законодательства и практики его примене¬ния. Принцип приоритета прав и свобод человека и граждани¬на, закрепленный в Конституции РФ, адресован всем ветвям государственной власти, связывает и обязывает пх. Принцип связанности государства правами и свободами установлен ст. 2: "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Чрезвычайно важ¬ным представляется и введение прямого запрета антиправово¬го (правонарушающсго) закона: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие пра-ва и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55).

Реализация и эффективность этих принципов и норм обес-печивается установлением развернутой системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которая венчается конституционным правосудием в лице его специального орга¬на — Конституционного Суда РФ. По задачам, объему и спосо¬бам реализации своей деятельности в сфере конституционного контроля Суд выступает как орган, важнейшая функция которо¬го — защита прав и свобод человека и гражданина. Такой вывод обусловлен признанием приоритетного значения института нрав и свобод в системе основ конституционного строя России; его включение в раздел "Основы конституционного строя России" является и теоретически, и практически принципиально важным.

В этой связи следует особо отметить, что в некоторых раз-работках западных юристов относительно полномочии и роли консгитудпонного суда гезнс о защите прав н свобод как осно-вополагающей функции конституционного суда оспаривается и акцепт переносится на его функцию в качестве "стража кон-ституции"1. Обоснование такой позиции состоит как в том, что во имя защиты Конституции допускается ограничение прав п свобод, так п в тезисе "об относительности" основных прав п политических интересов. Отдельные российские юристы также рассматривают права и свободы как ценность, равнозначную интересам государства. Подобное уравнивание представляется неправомерным, ибо оно открывает государству возможности вопреки Конституции манипулировать правами и свободами человека в угоду политической целесообразности. Тем самым деформируется представление о самой сущности прав челове-ка, об их роли как способа контроля за властью, о предназначе-нии института конституционного контроля.

2. Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации и организация его деятельности.

КС РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее ¾ от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации

Конституционный суд Российской Федерации:

1.По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ,

2.Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти

3.По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле

4.По запросам Президента РФ, Государственной думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ

5.По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ

6.Выступает с законодательной инициативой по предметам своего ведения

7.Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ проверяет конституционность референдума РФ).

4. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.

Виды решений КС РФ:

o решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты, является решением КС РФ;

o постановление — итоговое решение по существу вопросов о соответствии актов Конституции РФ, споров о компетенции, по жалобам на нарушение прав и свобод граждан — выносится именем РФ;

o заключение — итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ;

o определения — все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства;

o решения по вопросам организации деятельности КС РФ.

Принятие решения — принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей (председательствующий голосует последним). Если голоса (по делу о проверке конституционности нормативного акта) разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционно оспариваемого акта. Решение о толковании КРФ принимается большинством не менее 2/3 голосов. Судья КС РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Требования, предъявляемые к решениям КС РФ:

o решения должны основываться на материалах, исследованных КС РФ;

o при принятии решения должен оцениваться буквальный смысл рассматриваемого акта, а также смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой;

o постановление и заключение дается только по предмету, указанному в обращении (КС РФ не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении);

o постановления и заключения излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия;

o определения оглашаются в заседании и заносятся в протокол.

В решении КС РФ содержатся следующие сведения: наименование решения, дата и место принятия; персональный состав КС РФ; данные о сторонах; формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к рассмотрению; нормы КРФ и ФКЗ, согласно которым КС РФ вправе рассматривать данный вопрос; требования в обращении; фактические обстоятельства; нормы КРФ И ФКЗ, которыми руководствовался КС РФ при принятии решения; доводы в пользу принятого решения; формулировка решения; указание на окончательность и обязательность решения; порядок вступления в силу решения, порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

Итоговое решение подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья, не согласный с решением, вправе письменно изложить свое особое мнение (приобщается к материалам дела). Судья, голосовавший за постановление или заключение по существу вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Решение КС РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения КС РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ.

Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими КРФ, не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Если из решения КС РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, орган, принявший этот нормативный акт, рассматривает вопрос о принятии нового нормативного акта (до его принятия непосредственно применяется КРФ).

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную ФЗ. Решение КС РФ может быть разъяснено только самим КС РФ по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в КС РФ (о разъяснении решения КС РФ выносится определение).

5. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении реализации Конституции России.

Создание Конституционного Суда и наделение его полномочиями специального органа конституционного контроля – очень прогрессивный шаг в истории нашего государства и права.

Но является ли на сегодня решение вопроса о компетенции Конституционного Суда РФ окончательным? Вряд ли следует утверждать это категорично. Думается, что возможно как расширение, так и сужение ее.

Регламентация такого полномочия, как проверка конституционности политических партий, общественных объединений и массовых движений, которое было предусмотрено Законом 1991 года, вполне возможно и в новом законе. Политический плюрализм является одним из фундаментальных принципов конституционного строя, закрепленных в главе 1 Конституции РФ, поэтому взаимоотношения между государством и партиями в связи и по поводу участия последних в установленных законодательством формах осуществления власти – отношения конституционные. Принцип многопартийности означает также законность оппозиции. Конституция России легализирует мирное соперничество политических партий за участие в осуществлении государственной власти, следовательно, это также является сферой конституционного права, поэтому возможность включения данного полномочия в список уже существующих вполне вероятна.

Целесообразным было бы наделение Конституционного Суда правом толкования, помимо Основного и федеральных законов, иных правовых актов. Наличие таких полномочий обеспечивало бы более квалифицированное и оперативное решение вопроса толкования законодательства и, как следствие, служило бы гарантией одинакового понимания и применения законов.

Наделение Конституционного Суда правом предварительного контроля за конституционностью принятых, но еще не вступивших в силу нормативных актов (нынешнее законодательство не допускает такой формы контроля), также возможно. Вынесение решения о неконституционности нормативного акта до его вступления в силу и опубликования приносило бы гораздо меньше осложнений как в правовом, так и в политическом плане, чем такое же решение, но вынесенное по уже начавшему действовать акту.

Вопросы для самоконтроля

  1. Приведите примеры использования Конституционным Судом Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права при разрешении дел. Вправе ли Конституционный Суд Российской Федерации разрешать дела о соответствии федеральных законов, нормативных правовых актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации международным договорам Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права?
  2. Что следует понимать под толкованием Конституции

Нормативно-правовые акты

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 48 c.

Основная литература

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т. 2 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма; Инфра-М, 2010.- 928 c.

Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2-х т. Т.1 [Текст]: учебное пособие/ С. А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма;Инфра-М, 2010.- 864 c.

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.А. Авакьян, 2010

Дополнительная литературы

Васильева С.В. Конституционное право России [Текст]: учебник/ С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев.- М.: Эксмо, 2010.- 560 c.

Добрынин Н. М., Конституционное (государственное) право Российской Федерации [Текст]: учебник/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Добрынин Н. М., Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Добрынин,, 2010.

Жан-Поль Жакке Конституционное право и политические институты [Текст]: учебное пособие/ Жан-Поль Жакке, 2009.

Зорькин В. Д., Россия и Конституция в XXI веке [Текст]: учебник/ В. Д. Зорькин,, 2008.

Карпов А.В. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие: Теория государства и права/ А.В. Карпов.- М.: Омега-Л, 2010.- 205 c.

Концепция развития российского законодательства [Текст] /Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова.-М.: Эксмо,2010.-736 с.

Хабриева Т.Я. Толкование конституции Российской Федерации: теория и [Текст]: учебное пособие/ Т.Я. Хабриева, 2009.


Тема 22 Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации

Цели занятия:

1.рассмотреть конституционные основы местного самоуправления в РФ.

2 выработать умения и навыки работы с нормативно- правовыми актами такими как: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ и т.д.

3.воспитать интерес к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, территориальное общественное самоуправление

План

1. Понятие и сущность местного самоуправления.

2. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

3. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации. Типы муниципальных образований.

4. Компетенция местного самоуправления.

5. Органы и должностные лица местного самоуправления: общая характеристика.

1. Понятие и сущность местного самоуправления.

Термин "местное самоуправление" продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина "местное самоуправление" является одной из наиболее принципиальных проблем. "Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, — справедливо пишет С. А. Авакьян. — Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина "местное самоуправление".

В последнее время термин "самоуправление" используется многими, но закладывается в него при этом разный смысл. "Народное самоуправление", "общественное самоуправление", "производственное самоуправление" — все эти понятия имеют свое значение и не тождественны друг другу. Местное самоуправление, по Конституции РФ, относительно самостоятельно и осуществляется в городских и сельских поселениях, на других территориях, где население объединено совместными условиями проживания.

Можно сказать, что местное самоуправление — подзаконная система власти, которая функционирует в рамках законодательного поля, формируемого государством. На этом уровне принимаются властные решения в пределах функций, определенных законом. Местное самоуправление — одна из основ конституционного устройства государства. В то же время следует разграничивать систему власти и управления с различными формами самоорганизации граждан. Комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые комитеты — все это важные и полезные общественные объединения, но не имеющие властных функций.

Местное самоуправление — важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

2. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Реальное и эффективное местное самоуправление возможно только при наличии определенных условий и предпосылок, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления: правовых, финансово-экономических, территориальных и организационных.

Правовая основа местное самоуправление – это совокупность нормативно-правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.

Важнейшим из актов международного права является Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., которая была ратифицирована Россией в 1998 году содержит такие положения как:

› Признание МСУ одной из важнейших основ демократического общества;

› Запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления не иначе как на основе закона;

› Изменение территориальных границ только на основе консультации с населением или путем референдума;

› Право на судебную защиту местного самоуправления;

› Право органов местного самоуправления объединяться с другими органами МСУ и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления.

В состав правовой основы местного самоуправления наряду с Европейской Хартией местного самоуправления входят:

~ Конституция РФ и основные законы субъектов Федерации;

~ Федеральные законы (об общих принципах организации МСУ 1995 г.), издаваемые в развитие конституционных положений, и регулирующие отдельные стороны деятельности МСУ на федеральном уровне («О финансовых основах местного самоуправления» 1997 г., «Об основах муниципальной службы» 1998 г.), а также относящиеся к другим областям государственного регулирования (законы об образовании, о библиотечном деле, о порядке приватизации государственного и муниципального имущества, о недрах и т.п.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: