Милетская школа философии

Особенности раннего развития античной философии

Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, кос­моса. Не случайно первых греческих философов называли «физика­ми» (от гр. phisis — природа). Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле фило­софия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло.

Характерным для античной философии является наличие четко вы­раженной материалистической линии, которая дает себя знать уже в самой ранней из греческих философских школ — милетской (VII— V вв. до н. э.). В Милете (Древняя Греция) жили и учили три мыслите­ля: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологиза­ции античного мировоззрения, заменив человекоподобных богов из­нутри присущим всему существующему источником. Задавшись вопро­сом, откуда все возникает и во что все возвращается, они искали на­чало происхождения и изменения всех вещей. «Из чего все?» — вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпо­сылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. При этом они понимали первовещество как мертвую и косную материю, а как вещество живое и в целом и в частях, наделенное душой и движением.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен сочетали философское исследо­вание с вопросами и задачами разносторонней практической деятель­ности. Впервые в Древней Греции они разработали научные догадки в области математики, физики, биологии, сконструировали первые на­учные приборы (солнечные часы, модель небесной сферы).

Первым в ряду милетских философов был Фалес. Фалес был пер­вым астрономом и математиком. Он установил времена равноденст­вия, открыл годовое движение Солнца на фоне звезд, ввел календарь, определил продолжительность года в 365 дней, разделив его на две­надцать месяцев, предсказал день полного солнечного затмения 28 мая 585 года. В области геометрии он впервые вписал треуголь­ник в круг, установил равенство углов при основании равнобедрен­ного треугольника и т. д. Фалесупринадлежат попытки разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить в каком по­рядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды.

Фале с полагал, что все существующее возникло из некоего влаж­ного первовещества, или «воды». Он утверждает, что все вещества воз­никают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испаре­ния воды питают небесные огни — Солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подземные ключи, туманы, росы и т. д. Сама наша Земля держится на воде, окружена со всех сторон океаном. Для Фалеса вода не только вещество, отличное от других веществ, например земли, воздуха, но вообще текучий раствор, в котором все распускается, из которого все образуется, в котором оседает твердое и испаряется легкое.

Современник Фалеса Анаксимандр признавал единым и постоян­ным источником рождения всех вещей уже не «воду» и не какое-либо отдельное вещество, а некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (буквально «беспредельное»), из которого обособляются проти­воположности теплого и холодного и которое дает начало всем вещам.

Анаксимен, принимая за первооснову воздух, ввел важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из возду­ха образуются все вещества: вода, земля, камень и огонь. Воздух для него — дыхание, обнимающее весь мир. Только в вечном движении беспредельного воздуха Анаксименвидел главную причину всего су­ществующего. Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом, — сгущений, разряжении, испа­рений.

Согласно милетцам в основе всего находится первичная субстан­ция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для сво­его объяснения в чем-либо другом.

То обстоятельство, что началом и исходным пунктом развития ан­тичной философии был материализм, явилось чрезвычайно важным условием ее последующих успехов. Однако внутри этой материали­стической основы уже рано наметились отдельные воззрения, кото­рые впоследствии привели к появлению идеализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: