Элейская школа

Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой филосо­фии была философия Элейской школы. Философия элеатов представ­ляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобо­ждения мышления от метофорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции пе­решли от конкретных природных стихий — воды, воздуха, земли, огня — к бытию как таковому.

Центральное понятие их философии—бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и из небытия, так как небытия нет. Если бытие есть, о нем нельзя сказать, что его не было раньше, то есть что оно возникает. Если оно есть, то нельзя сказать также, что оно будет, что оно останется бытием. Сле­довательно, бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе.

В учении о познании элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние, считают они, знакомят людей лишь с видимостью вещей. Знание их истинной сущности дает философ­ское учение о бытии, а то, как предстает мир нашим чувствам, описы­вается в учении о природе. Чувственное многообразие мира, сточки зрения элеатов, иллюзорно.

Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий). Парадокс — это неожиданное высказывание, апория — это затруднение, тупик, не­преодолимая трудность.

По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя по­мыслить множественность. Невозможна не только множественность, но и движение. Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты Зенона.

Если сущее множественно, доказывал Зенон, то оно одновремен­но должно быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и настолько большим, чтобы иметь бесконечную величину. В этой ан­тиномии Зенон ставит проблему конечного и бесконечного, проблему бесконечной делимости конечных вещей.

Наиболее известны апории Зенона, ставящие своей целью опро­вергнуть движение, «Дихотомия» (разделение надвое), «Ахилл и че­репаха», «Стрела» и «Движущиеся тела».

«Дихотомия»: предмет, движущийся к цели, должен сначала прой­ти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти сначала ее половину (четверть пути), и далее — одну восьмую пути, и так до бесконечности. Стало быть, заключает Зенон, тело никогда не может достигнуть цели, ибо путь его бесконечен, и тело вечно долж­но преодолевать эти бесконечные половины. Иными словами, невоз­можно из данной точки попасть в ближайшую к ней, ибо ее фактиче­ски нет. Как утверждает современная математика, в континууме меж­ду двумя данными точками всегда найдется другая точка. А это значит, что невозможно попасть уже в первую соседнюю точку. Отсюда следует, что бытие единственно, целокупно (не имеет частей) не изменяется, неподвижно, все существующее есть одно и то же бытие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: